Составной частью финансово-бюджетной политики, проводимой государственными органами власти города, является налоговая политика, от реализации которой зависит наполняемость бюджета города финансовыми ресурсами и, что не менее важно, предпринимательский климат в регионе. Налоги - действенный инструмент регулирования экономики, поэтому в Москве постоянно уделяется внимание совершенствованию налогового законодательства.
Одной из форм финансовой поддержки предприятий города Москвы является перенесение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей в столичный бюджет.
В соответствии со статьями 64 и 67 части первой Налогового кодекса Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты налогов, иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
В связи с этим в Законе города Москвы от 9 февраля 2000 года N 1 "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов" были сформулированы дополнительные основания для предоставления налогоплательщикам отсрочки или рассрочки платежей в столичный бюджет.
В статье 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" говорится, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Согласно статье 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения относится к вопросам местного значения. Статья 79 данного Федерального закона устанавливает, что предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с федеральным законодательством Дума приняла Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц", который определил размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
При урегулировании отношений по установлению ставок налога на имущество физических лиц на основании пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" могут быть установлены налоговые льготы. Однако льготы по налогу на имущество физических лиц Законом города Москвы "О ставках налога на имущество физических лиц" не предусмотрены.
В целях совершенствования налоговой системы города вместо отмененных с 1 января 2003 года налога с владельцев транспортных средств и налога на водные и воздушные транспортные средства Законом города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге" был введен транспортный налог. Данный Закон принят в соответствии со статьей 356 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты и устанавливают налоговые льготы.
19 февраля 2003 года был принят Закон города Москвы N 8 "О внесении изменения в статью 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге", который расширил круг лиц, освобождаемых от уплаты налога на автомобили малой мощности.
Закон города Москвы от 1 октября 2003 года N 57 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге" привел базовый Закон в соответствие с требованиями федерального законодательства. Закон содержит нормы, установленные главой 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы.
В целях социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов был принят Закон города Москвы от 2 июня 2004 года N 36 "О внесении дополнения в статью 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге". В соответствии с данным Законом ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп освобождаются от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Вступление в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 20 августа 2004 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающего налоговую базу и налоговую ставку для исчисления транспортного налога в отношении воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели, обусловило принятие Закона города Москвы от 10 ноября 2004 года N 69 "О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге". Ставка налога на самолеты с реактивными двигателями установлена на уровне, определенном указанным Федеральным законом, в размере 20 рублей за один килограмм силы тяги реактивного двигателя.
В соответствии с положениями главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с необходимостью индексации ставок транспортного налога, которые не пересматривались с 1 января 2003 года, и прогнозируемым ростом средней заработной платы населения по городу Москве был принят Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 30 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге", предусмотревший введение новых ставок налога с 1 января 2006 года.
С 1 января 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие введение отчетных периодов и авансовых платежей для организаций-налогоплательщиков и уточняющие порядок и сроки уплаты налога. В целях своевременного приведения закона города Москвы о транспортном налоге в соответствие с федеральным законодательством был принят Закон города Москвы от 9 ноября 2005 года N 53 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге", который исключил из него положения, касающиеся форм отчетности и налоговых уведомлений, изменил сроки уплаты налога и уточнил порядок предоставления льгот.
Во исполнение Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 779 "О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа" между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы 18 января 2006 года было заключено Соглашение о создании на территории города Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа.
В связи с этим Московской городской Думой был принят Закон города Москвы от 26 апреля 2006 года N 17 "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 48 "О транспортном налоге", предусматривающий освобождение резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" от уплаты транспортного налога. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства. Льготный режим уплаты транспортного налога устанавливается также для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Во время обсуждения данного Закона на официальном сайте Думы значительное большинство участников опроса высказало мнение, что количество льготных категорий налогоплательщиков, установленных Законом, недостаточно.
Самый большой удельный вес в доходной части столичного бюджета составляют налоговые поступления от прибыли организаций. 6 августа 2001 года был принят Федеральный закон N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который дополнил часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации главой 25 "Налог на прибыль организаций". В связи с этим утратил силу ряд законов города Москвы, регулировавших налогообложение прибыли организаций.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении части налога, зачисляемой в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что в Москве действуют городские общественные организации Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов, а также предприятия этих обществ, чье производство характеризуется невысокими показателями производительности и рентабельности, в соответствии с Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" Дума приняла Закон города Москвы от 5 марта 2003 года N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов". Снижение налоговой ставки до 14% позволило предприятиям направлять дополнительную прибыль на расходы по социальной реабилитации инвалидов.
В связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" статья 1 указанного Закона города Москвы в части установления размера пониженной ставки налога на прибыль вступила в противоречие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Для устранения возникшей коллизии был принят Закон города Москвы от 28 апреля 2004 года N 26 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 марта 2003 года N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов". Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, составила 15%.
Для приведения базового Закона в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" был принят Закон города Москвы от 20 октября 2004 года N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 марта 2003 года N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов". Закон установил с 1 января 2005 года новую льготную ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, в размере 13,5%.
В соответствии со статьей 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.
Во исполнение Соглашения о создании в Зеленоградском административном округе города Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа, реализуя право, предоставленное субъектам Российской Федерации статьей 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 31 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград", который предусматривает установление пониженной ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, в размере 13,5% для данных организаций.
Налоговым кодексом Российской Федерации налог на игорный бизнес отнесен к числу региональных. В соответствии с положениями главы 29 "Налог на игорный бизнес" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статьи 369, которая предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, был принят Закон города Москвы от 22 октября 2003 года N 62 "О ставках налога на игорный бизнес". Ставки налога на игорный бизнес были установлены в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 100 тыс.рублей в месяц;
2) за один игровой автомат - 3750 рублей в месяц;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 100 тыс.рублей в месяц.
Ставки налога, установленные данным Законом, были введены с 1 января 2004 года. Реализуя право субъектов Российской Федерации их дифференцировать, Дума приняла Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 50 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 22 октября 2003 года N 62 "О ставках налога на игорный бизнес", в котором предусмотрела повышение c 1 января 2006 года ставок налога на игорный бизнес до максимального уровня, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации. Ставки налога за один игровой стол, одну кассу тотализатора или одну букмекерскую контору возросли на 25%, а за один игровой автомат - в 2 раза. Увеличение налоговых ставок позволило частично компенсировать потери, связанные с изменениями федерального бюджетного и налогового законодательства.