Важным направлением в деятельности органов власти Москвы является осуществление действующих и развитие новых форм социальной защиты населения.
Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" направлен на решение проблемы адаптации инвалидов к городской среде, обеспечения их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими, а также на устранение архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан и мешающих их интеграции в общество.
В Москве живет около 1 млн. человек с ограниченными физическими возможностями, причем 190 тысяч из них - инвалиды с нарушениями опорно-двигательной системы. Город еще плохо приспособлен для адаптации инвалидов и улучшения их жизнедеятельности в городской среде. Из-за отсутствия специальных пандусов инвалиды-колясочники не могут без посторонней помощи выйти из собственной квартиры, пользоваться общественным транспортом. На момент разработки Закона из 27 тыс. московских домов были адаптированы для инвалидов только 99, из 400 крупных торговых объектов - 50, из 159 гостиниц - 2, из 138 учреждений бытового обслуживания - лишь одно, спортивных учреждений для инвалидов вообще не было.
Закон в совокупности с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных граждан и созданию им в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами, устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.
Как следует из поступающих в Московскую городскую Думу писем граждан, Закон вызывает как положительные, так и отрицательные отзывы. В частности, "многие инвалиды, обращаясь в органы власти и получая положительные ответы о возведении пандусов, ждут исполнения годами".
На регулирование отношений, связанных с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию занятости инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, направлен Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве".
Важным средством социальной реабилитации инвалидов является обеспечение их различными техническими приспособлениями и протезными изделиями, а также предоставление инвалидам по медицинским показаниям транспортных средств за счет средств городского бюджета.
Реализация Закона будет способствовать созданию инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности условий для восстановления способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, для интеграции их в общество, более полному удовлетворению потребностей в реабилитационных услугах, улучшению качества и уровня их жизни.
Для повышения эффективности социальной защиты москвичей был разработан и принят Закон города Москвы от 17 октября 2001 года N 49 "О потребительской корзине в городе Москве", который определил состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения столицы. Закон был необходим, в частности, для обеспечения перехода на предоставление социальных пособий и льгот с учетом величины прожиточного минимума и размера среднедушевого дохода семьи.
Срок действия Закона - до 1 июля 2003 года - определялся с учетом Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". До установления новых сроков федеральным законодательством срок действия городской потребительской корзины был трижды пролонгирован законами города Москвы.
Истечение срока действия городской потребительской корзины 31 декабря 2005 года, а также принятие Федерального закона от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" с учетом изменений объемов и структуры потребления товаров и услуг населением, произошедших с 1999 по 2004 год, обусловили принятие нового Закона города Москвы от 17 мая 2006 года N 19 "О потребительской корзине в городе Москве".
Новая потребительская корзина предусматривает сокращение норм потребления хлебопродуктов, картофеля и увеличение норм потребления мясопродуктов, рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов, сахара и кондитерских изделий. Предложенные минимальные наборы продуктов являются усредненной моделью питания, сбалансированного по основным пищевым веществам и энергии. Нормы потребления непродовольственных товаров, жилищно-коммунальных, бытовых и транспортных услуг по сравнению с ранее действовавшей потребительской корзиной изменены незначительно.
Указанный Закон позволяет обеспечить предоставление государственных социальных выплат в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами города Москвы, более полно учесть характеристики уровня жизни населения города Москвы при разработке и реализации городских социальных программ, определить бюджетные затраты на их выполнение и оказание помощи малоимущим москвичам при реализации мер социальной защиты населения города Москвы.
В целях создания в городе необходимой правовой базы, адекватной новому порядку предоставления социальных пособий и льгот, Московской городской Думой был принят Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве". Фиксированный прожиточный минимум установлен для оценки уровня жизни населения, предоставления адресных государственных социальных выплат в соответствии с федеральным законодательством, прогнозирования бюджетных затрат на социальную политику и оказания помощи нуждающимся москвичам, разработки и реализации мер социальной защиты жителей столицы и городских социальных программ. Законом предусматривается на основе ежемесячных статистических данных ежеквартальное установление Правительством Москвы величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения и в среднем на душу населения.
Закон города Москвы от 17 мая 2006 года N 20 "О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 23 "О прожиточном минимуме в городе Москве" привел Закон в соответствие с федеральным законодательством в части прохождения экспертизы проектов региональных потребительских корзин в федеральных органах.
В соответствии с общими принципами разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Московская городская Дума приняла ряд нормативных правовых актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий москвичей.
Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" определил конкретное содержание отнесенных к полномочиям субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и приравненных к ним лиц по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Общая численность этих льготных категорий в Москве составляет свыше 900 тыс. человек. Закон сохранил для указанных категорий наиболее значимые льготы, предоставлявшиеся им ранее федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города.
Для обеспечения в последующие годы уровня социальной защищенности "региональных" категорий граждан в Закон были внесены соответствующие изменения законами города Москвы от 9 февраля 2005 года N 7 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", от 6 июля 2005 года N 35 "О внесении изменений в статьи 5, 6, 7, 8 и 10 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", от 7 декабря 2005 года N 67 "О внесении дополнения в статью 8 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", от 31 января 2007 года N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", от 23 мая 2007 года N 12 "О внесении изменения в статью 8 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы".
Изменения касаются сохранения права на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) для отдельных категорий граждан; обеспечения при наличии медицинских показаний отдельных категорий граждан бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам; предоставления отдельным льготным категориям абонентов телефонных сетей ежемесячной денежной компенсации на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы и т.д.
Закон дважды являлся предметом рассмотрения в суде по заявлениям граждан. В первом случае он оспаривался полностью. Определением Московского городского суда от 18 марта 2005 года в принятии заявления было отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года определение Московского городского суда оставлено без изменения. Во втором случае гражданином оспаривался пункт 2 статьи 6 Закона, согласно которому "меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются указанным в пункте 1 статьи 6 лицам после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением Московского городского суда от 12 октября 2005 года в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2006 года решение Московского городского суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба представителя - без удовлетворения.
По поводу Закона в Московскую городскую Думу поступают письма граждан, в которых, в частности, выражается недовольство суммами выплат, высказываются предложения об их повышении, в ходе приема граждан высказывались предложения по расширению круга лиц, имеющих право на социальную поддержку по оплате услуг телефонной связи, поступил также ряд предложений по внесению изменений в Закон.
Закон был предложен для обсуждения жителям города Москвы на официальном сайте Думы. Более трети участников опроса полагают, что данный Закон мог бы более эффективно защищать интересы жителей города Москвы. По их мнению, перечень категорий граждан, на которых распространяется действие Закона, должен быть расширен.
Закон города Москвы от 6 июня 2007 года N 14 "О мерах социальной поддержки лиц, проживающих в сельской местности и работающих (работавших) в учреждениях социальной сферы города Москвы" направлен на повышение уровня социальной защиты указанных работников, содействие закреплению квалифицированных кадров в целях улучшения качества оказания медицинских, образовательных и других услуг. В нем устанавливаются категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки (оплата жилого помещения и коммунальных услуг), определяются источники финансирования указанных мер.
В настоящее время в целях правового регулирования социальной политики города Москвы в области социального обслуживания населения ведется разработка нового закона города Москвы о социальном обслуживании населения города Москвы.
Социально значимой сферой является похоронное дело. В целях обеспечения соблюдения прав жителей столицы и сохранения контроля города за осуществлением деятельности в этой области был принят Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".
Закон установил на территории столицы принципы правового регулирования отношений, связанных с погребением, гарантии погребения с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожеланий лица, взявшего на себя обязанности по организации похорон, а также гарантировал предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Закон неоднократно приводился в соответствие с изменявшимися федеральным и московским законодательствами. Изменения вносились законами города Москвы от 13 января 1999 года N 1 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", от 21 февраля 2001 года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы", от 5 сентября 2001 года N 41 "О внесении изменений и дополнений в статьи 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23 Закона города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", от 25 февраля 2004 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", от 15 июня 2005 года N 22 "О внесении изменения в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", от 6 июня 2007 года N 16 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве".
Изменения касались перечня ритуальных услуг, предоставляемых в городе Москве, возмещения их стоимости городским специализированным службам по вопросам похоронного дела, определения таких понятий, как "городская специализированная служба по вопросам похоронного дела", "захоронение", "место захоронения", "обряд", "похороны", "похоронные принадлежности", "родственный участок", "похоронное дело в городе Москве" и других.