Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

5.5. Образование


Одним из ведущих факторов развития города, обеспечивающих в частности реализацию его социальной, культурной и экономической политики, является образование. Улучшение качества образования является важнейшим условием повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

В целях приведения столичной системы образования в соответствие с современными международными стандартами и тенденциями, а также для достижения высокого качества обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения принят Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве".

Закон устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы, органов городского самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в столице и направлен на обеспечение прав москвичей на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности. В связи с новой редакцией Устава города Москвы был подготовлен и принят Закон города Москвы от 10 октября 2001 года N 46 "О внесении изменений в статьи 1, 2, 10, 11, 2, 14, 15, 19 и 23 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве".

Постоянно возрастающие требования к качеству и уровню подготовки обучающихся, рост потребности в высокообразованных специалистах выявляют необходимость создания правовых условий получения гражданами образования, законодательного закрепления принципиально новых условий функционирования образования, повышения ответственности государства, местных органов власти в вопросах повышения уровня и улучшения качества различных видов образования. Закон города Москвы от 29 октября 2003 года N 63 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" уточнил полномочия органов местного самоуправления в городе Москве в области образования: участие в осуществлении хозяйственного, материально-технического обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования, изыскание и направление внебюджетных средств на эти цели; учет списочного состава детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях. Законом установлено повышение заработной платы отдельным педагогическим и иным работникам, специалистам государственных образовательных учреждений, входящих в городскую государственную систему образования.

В связи с изменением федерального законодательства Законом города Москвы от 22 декабря 2004 года N 91 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" внесены редакционные изменения, даны новые определения государственных образовательных учреждений и организаций, а также исключены нормы о финансировании имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы. Законом предусматривается предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям и организациям, а также организациям, оказывающим поддержку системе образования, устанавливается право образовательных учреждений иметь валютные средства, а также иметь в собственности внебюджетные средства и приобретенные на такие средства объекты собственности.

Закон города Москвы от 15 июня 2005 года N 23 "О внесении дополнения в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" принят в целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным, изменившим пределы полномочий субъектов Российской Федерации, в результате чего функции по предоставлению дополнительного образования детям были отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Закон регулирует виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, основополагающие принципы их функционирования, а также учитывает интересы граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов.

В связи с участившимися случаями изъятия или изменения целевого назначения зданий государственных образовательных учреждений был принят Закон города Москвы от 8 ноября 2006 года N 55 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", которым устанавливается запрет на их приватизацию или изменение целевого назначения. В соответствии с Законом на городской орган управления образованием возлагаются функции по осуществлению контроля и надзора в сфере образования, а также проведения аттестации педагогических работников.

Судами рассматривалось заявление гражданина о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 6 и 7 статьи 6 базового Закона, согласно которым родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест. Решением Московского городского суда от 30 апреля 2003 года в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2003 года решение Московского городского суда оставлено без изменения.

Базовый Закон был представлен для обсуждения на официальном сайте Думы. Большинство участников опроса считают, что он эффективно защищает интересы жителей города Москвы на получение образования и устанавливает достаточные меры социальной поддержки работников образования.

В целях реализации гарантий права граждан на получение общего образования был принят Закон города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве".

В Законе предусматриваются базовые нормы, способствующие созданию в системе образования города реальных гарантий прав граждан на получение среднего (полного) общего образования; нормы, регулирующие поддержку деятельности возможных типов и видов образовательных учреждений, доступность получения образования в любой форме для всех категорий граждан; реализация защиты прав обучающихся на получение образования данного уровня.

Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах и объеме, установленных государственными образовательными стандартами, определяет дополнительные требования к содержанию основных общеобразовательных программ в части московского регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и особенности деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, направленные на формирование общей культуры личности обучающегося (воспитанника), здорового образа жизни, на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ с учетом региональной специфики субъекта Российской Федерации - города Москвы.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" потребуется дальнейшая работа над Законом в части приведения его терминологии в соответствие с указанным Федеральным законом.

На введение в Москве обязательности среднего (полного) общего образования, а также закрепление обязанности родителей или их законных представителей обеспечить детям получение такого образования направлен Закон города Москвы от 28 декабря 2005 года N 1 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве". В Законе устанавливаются права педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

Закон города Москвы от 29 июня 2005 года N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получение соответствующего образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы в формах и объеме, установленных государственными образовательными стандартами.

Закон определяет формы участия органов государственной власти города Москвы, предприятий и организаций в подготовке необходимых столице квалифицированных рабочих кадров, что в настоящее время является одной из актуальных проблем в области образования. Неадекватность результатов деятельности государственных образовательных учреждений города относительно потребностей в квалифицированных специалистах в различных отраслях экономики обусловила необходимость установления системы партнерских отношений между государственными образовательными учреждениями и работодателями.

В целях координации деятельности по подготовке специалистов Закон предусматривает также создание специальных государственно-общественных советов, а также специализированных контролирующих организаций.

На приведение московского законодательства в соответствие с федеральным направлен Закон города Москвы от 22 февраля 2006 года N 12 "О внесении изменений в статью 5 Закона города Москвы от 29 июня 2005 года N 32 "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве", в котором устанавливается обязательность наличия соответствующих лицензий для образовательных учреждений и организаций начального и среднего профессионального образования при реализации ими общеобразовательных программ.