Важной проблемой использования жилищного фонда является его эксплуатация, позволяющая содержать жилые помещения в надлежащем состоянии.
В связи с многочисленными нарушениями гражданами и юридическими лицами нормативов и жилищных стандартов был принят Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы".
Основные нормы Закона получили дальнейшее развитие в Законе города Москвы от 13 ноября 1996 года N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением". Этот Закон закрепил общегородскую систему нормативов по эксплуатации жилищного фонда, повысил ответственность Мосжилинспекции по контролю за разработкой и соблюдением нормативов, расширил ее полномочия, а также создал систему принудительных мер к владельцам жилых зданий (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) для выполнения нормативных требований. Закон города Москвы от 11 мая 2005 года N 17 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 13 ноября 1996 года N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле за их соблюдением" установил, что контроль за соблюдением нормативов и обеспечением сохранности жилищного фонда осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти столицы, который проводит регулярные освидетельствования (не реже одного раза в 5 лет), инспекционные обследования жилищного фонда и связанных с ним инженерных систем и направляет в межведомственные комиссии заключения по их результатам в целях рассмотрения вопросов о признании помещений непригодными для дальнейшего проживания или не подлежащими ремонту (реконструкции).
Для сохранности жилищного фонда, своевременности его реконструкции и ремонта, а также обеспечения безопасности граждан Правительство Москвы организовало систему наблюдения (мониторинг) за состоянием жилищного фонда. Закон города Москвы от 7 апреля 2004 года N 21 "О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы" установил основные требования к проведению на территории города мониторинга технического состояния жилых домов и урегулировал правовые отношения, возникающие между его участниками. Закон позволил сделать информацию о состоянии жилищного фонда прозрачной и доступной для всех заинтересованных лиц и более рационально использовать бюджетные средства, выделенные на капитальный ремонт жилых помещений.
Отсутствие в федеральном законодательстве норм, регулирующих вопросы состояния, использования, эксплуатации, потребительских характеристик и свойств жилых помещений, восполнил Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 66 "О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве". В Законе впервые вводятся понятия "паспортизация жилых помещений (квартир)", "паспорт на жилое помещение (квартиру)", "паспортная информация", а также устанавливаются порядок и контроль проведения паспортизации в городе Москве. Паспорт позволяет собственнику иметь полную информацию о квартире при совершении сделок с недвижимостью, а органам власти - контролировать несанкционированную перепланировку квартир. В дальнейшем принятый правовой акт был приведен в соответствие с новым Жилищным кодексом Российской Федерации. В Законе города Москвы от 13 июля 2005 года N 39 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 66 "О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве" определена новая форма и состав технического паспорта на жилое помещение.