Москва в силу столичных функций, а также существенного экономического потенциала представляет собой ключевой в Российской Федерации центр производства и потребления информации независимо от способов ее передачи и распространения. При этом уровень интереса к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфической продукции существенно уступает уровню интереса к телевидению, радио, Интернету как способам передачи информации.
Сложившаяся ситуация меняет структуру воспринимаемой потребителем информации. Концепция вещания телевидения и радио сегодня ориентируется преимущественно на экономический результат (прежде всего, рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты), что приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просветительским передачам, адресованным телезрителю и слушателю, желающему повысить свой образовательный и культурный уровень. В результате у потребителя существенно снижается интерес и потребность в чтении полиграфической продукции, особенно среди детей и молодЕжи, так как смотреть и слушать то, что развлекает приятнее и легче, чем читать и вникать в смысл прочитанного. Максимальная степень независимости телевидения и радиовещания от потребностей конкретного региона, в данном случае это Москва, закрепляет вышеназванную модель теле- и радиовещания.
Влияние органов власти региона на концепции вещания федеральных каналов практически отсутствует, так как полномочия по лицензированию и контролю за электронными СМИ закреплены за федеральными органами исполнительной власти. Поэтому поддержка производства и распространения информационных продуктов (программ, телефильмов), соответствующая спросу на них в городе, а также создание и распространение контента, содержание и качество которого представляется оптимальным для жителей города, является задачей Правительства Москвы и не может полностью оставаться в ведении федеральных органов исполнительной власти. Международный опыт наиболее успешных средств массовых телекоммуникаций и СМИ с точки зрения качества и разнообразия получаемой гражданами информационной продукции показывает, что используемые в них модели регулирования поддержки массовых коммуникаций, выбора программной политики принципиально децентрализованы (Германия, Бельгия и т.д.). Кроме того, вопросы регулирования находятся преимущественно в компетенции общественных структур (Франция, Германия, Великобритания).
Москва является центром развития СМИ в России. Здесь самый высокий среднегодовой доход у населения, именно Москва определяет образ России в целом, следовательно, город может и должен ориентироваться в показателях развития телекоммуникаций и СМИ не на среднероссийские значения, а на позиции крупнейших мировых мегаполисов. При этом роль и потенциал СМИ в обеспечении имиджа города трудно переоценить.
Государственная политика сегодня учитывает общемировые тенденции развития электронных массовых коммуникаций (ключевой из которых является отделение производства контента от способов его передачи) и начинает ориентироваться на принцип технологической нейтральности - отсутствие зависимости способов регулирования от технической возможности передачи информации. Сейчас сложно прогнозировать развитие технологий, но можно определиться с политикой относительно содержания информационных продуктов, передаваемых в наиболее доступных сетях - эфирном, кабельном вещании, печатных СМИ. Именно содержание играет решающую роль в воздействии на сознание жителей города, их образованность, способность к обучению, социальной и экономической мобильности, способность самореализации, на качество их жизни в целом.
Сейчас во многом развитие телекоммуникаций и СМИ воспринимается как задача, самостоятельно решаемая посредством рынка, а также федерального регулирования. Это создает ситуацию, при которой электронные массовые коммуникации - ключевой элемент современного информационного общества, недостаточно ориентированы на выполнение задач Правительства Москвы в части информирования граждан, обеспечения их образовательной, новостной, иной значимой информацией в соответствии с политикой города в сфере воздействия на различные социальные группы. Технологически Москва остается лидером в сфере развития телекоммуникаций и СМИ по отношению к регионам России; основные частные игроки (как операторы, так и производители контента) находятся именно в Москве. Однако некоторые субъекты Российской Федерации самостоятельно, без федеральной поддержки, уже начинают переход на цифровое вещание; в ряде регионов характеристики развития электронных СМИ превышают московские (по темпам роста отдельных показателей). Политика органов власти города Москвы по отношению к СМИ и телекоммуникациям часто носит нескоординированный характер, что приводит к дублированию финансирования, в частности, поддержке СМИ, чьи возможности по охвату аудитории и концепции содержания не в полной мере соответствуют потребностям города.
В то же время сохраняется особый уровень доверия населения к неэлектронным, печатным средствам массовой информации. Информирование населения о политике, проводимой Правительством Москвы, общественное обсуждение социальных проектов, диалог, обратная связь с жителями города возможны на страницах регулярно издаваемых газет и журналов. Основа технологии, обеспечивающей беспрепятственную коммуникацию печатных СМИ с обществом - стабильный выход периодики, качественные услуги типографий и распространителей. Современные технологии печати и распространения прессы требуют значительных инвестиций в материально-технические средства. Предприятия участники отрасли не обладают собственными оборотными средствами для самостоятельного развития технологий на современном уровне. Участие города в функционировании полиграфической базы, системы распространения печатных СМИ, экспедиционно-логистической системы позволяет сохранить общий темп развития отрасли и в некоторой мере сдерживать рост стоимости печатного слова для читателей.
Целью программы является создание в городе Москве условий для развития СМИ и телекоммуникаций, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим международным образцам при выполнении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города, а также содействие формированию благоприятного образа Москвы посредством проведения целенаправленной информационной политики Правительства Москвы.
Соответствие приоритетным целям развития. С точки зрения развития экономики города темпы развития отрасли телекоммуникаций превышают темпы развития экономики в целом. С точки зрения качества и доступности государственных услуг телекоммуникации и СМИ выполняют не столько роль информирования, сколько во многом формирования общественного мнения, в том числе по отношению к детям, молодежи, пожилым людям. В этой ситуации создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до москвичей становится принципиальной задачей города особенно в условиях давления информационного потока со стороны иностранных производителей. Кроме этого, необходимость совершенствования механизмов информирования жителей города о деятельности Правительства Москвы, связана также с реализацией в городе национальных проектов, иных значимых программ, что в целом влияет на образ Москвы (как экономики города, так и его социального фона).