Действующий

О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы

1. Проблемный анализ и обоснование


Многоквартирный дом - сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта.

В предыдущие периоды хозяйствования работы по эксплуатации и ремонту многоквартирных домов финансировались за счет средств государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, а затем Российской Федерации, но из-за недостаточного финансирования указанные работы не выполнялись в полном объеме. В связи с невыполненным капитальным ремонтом (далее - недоремонт) значительное количество многоквартирных домов и отдельных конструктивных элементов пришло в неудовлетворительное состояние.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) помещения в многоквартирных домах стали предметом собственности физических и юридических лиц. При этом на основании статьи 16 Закона о приватизации бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).

Фактически в ходе приватизации жилых и нежилых помещений новыми собственниками не фиксировалось состояние общего имущества многоквартирного дома, то есть обязательства бывших наймодателей по капитальному ремонту не определялись.

На момент реализации Закона о приватизации проблема недоремонта не являлась социально значимой, так как большинство многоквартирных домов все еще находилось в управлении государственных жилищных организаций, несмотря на то, что уже на данном этапе Закон о приватизации устанавливал ответственность собственников за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако указанная норма не выполнялась, так как отсутствовал механизм ее реализации, потому что практически во всех субъектах Российской Федерации собственники оплачивали лишь эксплуатационные расходы, а капитальный ремонт осуществлялся за счет средств бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также средств бюджетов муниципальных образований.

Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" предоставил возможность управления многоквартирными домами помимо уже существующих ЖСК объединениям в форме ТСЖ. Следующее изменение системы управления в жилищной сфере произошло с введением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, который допустил управляющие организации различных форм собственности к управлению многоквартирными домами.

При этом анализ реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе проводимый в рамках подготовки заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в январе 2007 года в городе Казани, выявил, что невыполненные обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов являются основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников помещений или выбору частных управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирными домами собственниками помещений может быть решен после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту этих домов. В противном случае большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно устранить накопившийся недоремонт и, следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации или ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Для того, чтобы повсеместно заработал механизм самоуправления многоквартирными домами, требуется в короткие сроки привести дома, в отношении которых имеются обязательства бывших наймодателей по выполнению капитального ремонта, в надлежащее техническое состояние.

В соответствии с Законом о приватизации к прямым обязательствам бывших наймодателей (зона ответственности города Москвы) по проведению капитального ремонта относятся многоквартирные дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации, с наибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции, и которые не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет.

С учетом реализуемой Правительством Москвы политики по поддержке объединений собственников помещений в многоквартирном доме к зоне ответственности города Москвы по капитальному ремонту следует также отнести дома, которые построены и приняты в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации и не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет и в которых созданы ТСЖ и иные объединения собственников помещений.

Многоквартирные дома, имеющие пять этажей и менее, а также дома с деревянными и смешанными перекрытиями с учетом их технического состояния или конструктивных особенностей включаются в программы Правительства Москвы по капитальному ремонту с отселением, сносу или реконструкции. Общая площадь таких домов составляет 46,87 млн.кв.метров.

Таким образом, к зоне ответственности города Москвы по проведению капитального ремонта без отселения граждан относится 13787 многоквартирных домов общей площадью 117,51 млн.кв.метров из 213,2 млн.кв.метров общей площади всех многоквартирных домов в городе Москве.

Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляются Правительством Москвы исходя из имеющихся лимитов финансирования.

За период с 2001 по 2006 год в городе Москве выполнен:

1) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 194,7 тыс.кв.метров с отселением граждан;

2) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов общей площадью 770,1 тыс.кв.метров без отселения граждан;

3) выборочный капитальный ремонт основных конструктивных элементов многоквартирных домов, инженерных систем и иного оборудования (далее - конструктивные элементы): кровель - 9159,6 тыс.кв.метров, фасадов - 8400,7 тыс.кв.метров, внутридомовых инженерных коммуникаций - более чем в 1000 строениях, электрохозяйства - более чем в 2800 строениях. Заменены и модернизированы 20308 лифтов, реконструированы внутридомовые системы газоснабжения в 5338 строениях, вынесены газовые вводы из подвалов и подъездов в 3017 строениях.

Для контроля за состоянием многоквартирных домов и планирования капитального и текущего ремонтов Мосжилинспекцией проводится систематический мониторинг, при котором каждый дом обследуется не реже чем один раз в пять лет. По результатам указанного мониторинга оцениваются следующие объемы недоремонта:

1) комплексный капитальный ремонт - 2500 тыс.кв.метров;

2) ремонт металлической кровли - 2800 тыс.кв.метров;

3) ремонт мягкой кровли - 8400 тыс.кв.метров;

4) ремонт фасадов и балконов - 44700 тыс.кв.метров;

5) реконструкция систем панельного отопления - 625 строений;

6) ремонт инженерных коммуникаций (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, центральное отопление, водосток) - 8461 строение;

7) ремонт электрохозяйства - 4200 строений;

8) модернизация систем дымоудаления и противопожарной автоматики - 979 систем;

9) замена лифтов - 3496 штук;

10) модернизация лифтов - 12865 штук.