Оценка конечных и промежуточных результатов выполнения Программы, а также оценка эффективности реализации ее конкретных мероприятий невозможны без функционирования системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе.
Методической основой для создания данной системы являются результаты социологического мониторинга качества жизни, в том числе и унифицированные методики. Подобный подход обеспечивает объективность и сравнимость результатов исследований, отслеживание динамик и корректировку тех или иных направлений, процессов в ходе реализации Программы.
В частности, в систему целевых индикаторов и показателей включены следующие их группы.
1. Статистические показатели, характеризующие доступность культурных ценностей для основных категорий населения Москвы (например, количество театров, библиотек, относительная обеспеченность учреждениями культуры по районам и т.д.).
2. Социологические показатели, характеризующие структуру культурных потребностей населения города (например, доля населения города, регулярно посещающего театры, музеи, массовые культурно-зрелищные мероприятия и т.д.).
3. Социологические показатели, характеризующие степень удовлетворенности населения города состоянием социально-культурной сферы и предложения граждан по ее совершенствованию (например, индекс удовлетворенности состоянием социально-культурной сферы и ее элементов и т.д.).
4. Статистические и социологические показатели, характеризующие доступность учреждений культурно-досуговой деятельности для лиц с ограниченными возможностями (например, количество учреждений, полностью или частично доступных для этих категорий; доля лиц, регулярно посещающих учреждения; доля лиц, привлеченных к участию в народном творчестве и т.д.).
5. Натуральные показатели, характеризующие фактическую полноту выполнения и ресурсного обеспечения программных мероприятий и т.д.
6. Экономические показатели, характеризующие структуру затрат и финансовые ресурсы.
Внедрение системы программно-целевого управления, ориентированного на результат, переносит акцент бюджетирования в сфере культуры с затрат учреждений культуры на результат деятельности. Финансирование, согласно требованиям бюджетной реформы будет осуществляться не на сеть учреждений, а на услуги, оказываемые населению.
В качестве индикаторов эффективности деятельности учреждений культуры, находящихся в ведении Департамента культуры города Москвы, и факторов, определяющих систему мероприятий Программы, также выступают:
- рост посещаемости учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий;
- наличие систем по обеспечению безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий;
- сохранность (количество отреставрированных ед.) объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции, архивы и др.;
- доля внебюджетного финансирования, в т.ч. общественных пожертвований и спонсорской поддержки;
- модернизация материально-технической базы подведомственных организаций;
- объемы работ по реставрации, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;
- повышение квалификации кадров отрасли.
Оценка результативности бюджетных расходов предусматривает:
- формирование системы оценки результативности бюджетных расходов;
- приведение системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на общественно значимые результаты.
Департаментом культуры города Москвы на основании долголетней практики работы предложены оценочные (целевые) показатели для оценки хода реализации Программы, предусмотрено создание организационных и нормативно-правовых условий для проведения оценки.
Для определения эффективности реализации системы мероприятий данной Программы применяются следующие натуральные показатели (таблица N 3).