Недействующий

О Городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2008-2010 годы)" (с изменениями на 31 октября 2012 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 01.10.2013 N 649-ПП)

Районный уровень учреждений культуры


Приоритетным направлением развития культуры Москвы является совершенствование сети районного уровня, включающей объекты социальной направленности, нацеленные на духовно-нравственное воспитание детской и молодежной аудитории и доступные для социально незащищенных слоев населения по факторам ценовым и месторасположения.

Сеть объектов районного уровня размещена вблизи жилья, осуществляет культурно-образовательные и культурно-досуговые функции для всех категорий населения и в первую очередь - детей, молодежи, пенсионеров. Объекты районного уровня - это минимальный стандарт учреждений культуры для данного района города Москвы или административного округа города Москвы, социально-гарантированный уровень.

В данный минимальный стандартный социально-гарантированный набор объектов культуры для района должны входить культурно-образовательные учреждения, библиотеки, центры творчества, видеосалоны (синематеки), клубы. В каждом округе минимально должен быть один дворец культуры.

Районный уровень учреждений культуры способствует массовому приобщению детей и молодежи к культуре и искусству в повседневной жизни и жилой среде в радиусе от 500 до 1500 метров пешеходной доступности, вблизи жилья, семейное проведение досуга высокого культурного уровня в пешеходной доступности, возможность общения и удовлетворения культурных потребностей для маломобильных групп населения старшего возраста по месту проживания, инвалидов и для людей с ограниченными возможностями.

Районный уровень объектов культуры характеризуется следующими видами деятельности и объектами:

На районном уровне размещаются: учреждения дополнительного образования - доступного начального образования в сфере искусства для подрастающего поколения, и учреждения досуга для различных категорий населения. К районному уровню относятся:

- учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, в т.ч. детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств (до 6000 кв.м);

- библиотеки, в том числе детские, преобразованные в информационно-образовательные центры (интеллект-центры) (500-1000 кв.м);

- клубные учреждения и территориальные клубные системы: дома народных традиций и культуры, креатив-центры (поддержка творческих инициатив), многофункциональные досуговые центры, молодежные клубы (интерактив-центры), дома и дворцы культуры и т.д. (250-2000 кв.м);

Для объектов культуры районного уровня оптимальной формой являются многофункциональные культурные центры с развитой инфраструктурой, которые могут создаваться на базе следующих учреждений культуры:

1). Традиционной формой учреждений досуга являются клубы. Типы современных клубов и формы их работы должны соответствовать культурным, духовным, интеллектуальным, рекреативным запросам всех категорий населения. Наиболее перспективными направлениями деятельности клубов являются: клубы по интересам (все возрастные категории); работа с дошкольной детской аудиторией; семейный досуг; организация активного отдыха детей и подростков; самодеятельное творчество; женские клубы.

Перспективной формой функционирования клубов можно считать объединение малых клубов (по месту жительства) по территориальному признаку в территориальный досуговый клубный комплекс - т.н. территориальная клубная система. Несомненным положительным аспектом подобной формы работы клубов является объединение материальных ресурсов, бюджетных и внебюджетных ассигнований, кадров. В каждом из округов города может существовать несколько таких систем.

2). Уже существующие и вновь создаваемые информационные интеллект-центры на базе публичных библиотек, в которых комплексно используются традиционные образовательно-просветительские направления деятельности библиотек в совокупности с новейшими информационными технологиями. Деятельность и специализация информационных интеллект-центров осуществляется по следующим направлениям:

- по возрастным или социальным категориям пользователей (дети, юношество, семья, предприниматели, люди с ограниченными возможностями и др.);

- по тематическим признакам (например, центр русской словесности и культуры, центр муниципальной, правовой и деловой информации, компьютерная библиотека, центр экологической информации и др.);

- по видам информационных ресурсов (коллекция печатных изданий, подборка аудио-, видео-, мультимедиа-документов, электронная библиотека, электронный учебный ресурс и т.д.);

- по формам работы (клубы, студии, кружки, лектории, консультационные центры и др.).

Типовая модель может включать следующие направления деятельности: информационно-справочная служба с элементами электронной доставки документов; интернет-клуб, включающий пункт общественного доступа к информации, учебный класс, клуб общения по интересам; отдел профессиональной ориентации и адаптации; центр развития творческих способностей (театральное, художественное мастерство, дизайн и т.д.); зал многофункционального использования (для выставок, конференций, концертов и т.д.), рекреационно-досуговые зоны.

3). Новые организационные формы культурных учреждений - модульные многофункциональные центры - молодежные "Интерактив-центры" (МИЦ). Молодежные "Интерактив-центры" имеют два пути своего становления: на основе модернизации действующих клубов (по аналогии с созданием на базе публичных библиотек современных информационных интеллект-центров), а также апробации новой формы культурно-досуговых учреждений с размещением их в новых модульных зданиях, построенных в "экономичном" режиме с применением современных строительных технологий. Создание сети городских "Интерактив-центров" составит реальную альтернативу частным ночным клубам, и позволит направить молодежную субкультуру в русло общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и отечественных культурных традиций.