1. Важнейшей задачей является создание во дворце культурно-образовательного и просветительного музейного центра, проведение экскурсий и экскурсионно-художественных программ, концертных и театральных мероприятий. Для этого необходимо создание во Дворце постоянно действующих полноценных интерьерных и тематических экспозиций и регулярное проведение сменных выставок.
В этих целях проводятся конкретные мероприятия:
- начаты работы по созданию системы охранной сигнализации, необходимой для экспонирования во дворце историко-культурных и художественных ценностей (установлены видеокамеры, система сигнализации, размещены посты милиции);
- осуществляется закупка музейных предметов для воссоздания интерьеров дворца и формирования на этой основе музейной экспозиции;
- проведены переговоры с московскими, петербургскими и подмосковными музеями и достигнуты принципиальные соглашения о проведении совместных выставок в здании дворца;
- разрабатывается долгосрочная программа экспозиционно-выставочной деятельности в музее-заповеднике, которая предполагает превращение дворца и всей усадьбы "Люблино" в музейный комплекс, раскрывающий и демонстрирующий историю становления усадьбы как историко-культурного феномена. Предполагается создание историко-типологической экспозиции, посвященной развитию московской усадьбы от ХVI до ХIХ века. Основными вехами на пути становления усадьбы и особой усадебной культуры, которые будут отражены в данной экспозиции, станут:
- подмосковные усадьбы царя Алексея Михайловича (Коломенское, Измайлово);
- первые московские резиденции европейского типа (усадьба Ф.А.Головина в Лефортове, усадьба А.Д.Меньшикова в Немецкой слободе, императорские резиденции с середины ХVIII века на реке Яузе);
- подмосковные дворцово-парковые ансамбли второй половины ХVIII века и ХIХ веков (Люблино, Кузьминки, Кусково, Царицыно и др.).
Эта экспозиция не будет дублировать уже существующие (Коломенское, Кузьминки) или предполагаемые (Лефортово). Ее главная задача - показать процесс становления усадьбы, идейные течения, исторические события, людей, оказавших особое влияние на формирование специфического усадебного мира. Особый раздел будет посвящен истории самого Люблина и важнейшим составным частям усадебного ансамбля.
Новая экспозиция позволит расширить тематику проводимых по дворце экскурсионных, образовательных и научно-просветительских программ, сделать их разнообразными по форме и содержанию: концерты-лекции, мастер-классы и т.д.
2. Экскурсионные, образовательные и научно-просветительские программы теснейшим образом связаны с экспозиционно-выставочной работой во дворце. Музей будет продолжать использование дворца как одного из важнейших культурно-просветительских и образовательных центров Юго-Восточного административного округа города Москвы.
1) Основной формой научно-просветительской работы музея является экскурсионное обслуживание. Планируемая экскурсионная работа ставит целью, прежде всего, тематическое и временное объединение двух крупнейших московских усадеб - Коломенское и Люблино - для создания целостного представления о пласте русской культуры ХIII-ХIХ веков. Предусматривается различные варианты экскурсий: непосредственно во Дворце Н.А.Дурасова и на прилегающей территории, а также автобусная экскурсия, начинающаяся в Коломенском.
2) Круг образовательных и учебных программ в зависимости от тематики выставок может расширяться. При дальнейшем развитии образовательной работы во дворце необходимо учитывать, что в ЮВАО работают 460 образовательных учреждений, из них 128 - общеобразовательных школ, в которых занимаются около 150 тысяч учащихся и воспитанников.
Историческое значение и художественные достоинства Дворца Н.А.Дурасова позволяют проводить в нем различные образовательные программы. В его интерьерах и на экспозициях возможно проведение тематических экскурсий, уроков истории и литературы, других образовательных мероприятий, в том числе и интерактивных программ. Весь комплекс обучающих и научно-просветительских программ, проводимых непосредственно в музее, предоставят ребятам "войти в историю", ощутить себя современником и участником исторических событий, что способствует более полному восприятию и усвоению изучаемого материала.
Тематика этих занятий достаточно обширна и разнообразна: Российское дворянство ХVIII-ХIХ веков. Культура и быт; Московская усадьба и ее жители; Мир русской усадьбы; Театральная жизнь Москвы рубежа ХVIII-ХIХ веков; Театральная жизнь эпохи А.Грибоедова и А.Пушкина.
Особое значение посещение дворца будет иметь при изучении курса русской классической литературы конца ХVIII - первой четверти ХIХ веков. Ведь вполне возможно, что герои Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина могли быть гостями дворца, гулять по аллеям усадебного парка, посещать приемы, концерты и спектакли гостеприимного бригадира.
3) Изучение дворца и усадьбы "Люблино" может стать важной и необходимой частью учебного процесса для студентов высших учебных заведений, изучающих историю, культурологию, литературоведение, историю искусств, а также для учащихся художественных учебных заведений.
3. Туристические (экскурсионно-художественные) программы - неотъемлемая часть музейной работы, тем более, что во дворце Н.А.Дурасова элемент театральности особенно уместен как соответствующий духу эпохи начала ХIХ столетия. Предлагаются театрализованные программы, в которых реконструируются жизнь и быт старинной русской усадьбы: "Гостеприимная усадьба Н.А.Дурасова"; "Свадебный подарок", "Салонный вечер в старинном дворце" и др.
4. Концертные программы во дворце - это возрождение музыкальных традиций усадьбы, связанных с ее историей, именами известных людей той эпохи. Предлагаемые программы ориентированы на слушателей разных возрастов. Для детей предлагаются музыкальные образовательные программы:
- цикл концертов "Загадки музыкального лабиринта" (знакомство с музыкальными произведениями разных эпох, развитием мировой музыкальной культуры, с классическими музыкальными инструментами);
- музыкально-художественный абонемент;
- музыкально-театрализованные программы, в Школе хороших манер происходит знакомство с искусством этикета, правилами поведения в концертах, театре и т.п.;
- занятия бальными танцами - реконструированные балы ХIII-ХIХ веков.
Вниманию взрослой аудитории предлагаются концерты классической вокальной и инструментальной музыки, вечера русского романса, концерты гитарной музыки, реконструированные балы ХVIII-ХIХ веков, театрализованные исторические представления; театральные камерные представления в стиле той эпохи; дивертисменты - фрагменты спектаклей, состоящих из пения и танцев, комических сцен, пародийных и увеселительных номеров.
5. Дворец, как и усадьба, существовали на протяжении всего ХIХ века, поэтому обращение к пушкинскому времени, лермонтовской эпохе - одна из главных культурно-просветительских задач музея. Так, Пушкинская программа предполагает проведение в течение года цикла театрализованных музыкальных мероприятий, посвященных А.С.Пушкину с участием выдающихся деятелей культуры и искусства: М.Казакова, С.Юрского, Н.Кочетовой и др.