Действующий

О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино" и утверждении Концепции развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" (с изменениями на 11 октября 2022 года)

Архитектурно-художественные особенности памятников


До наших дней сохранились историческая планировка усадьбы и практически все архитектурные памятники, выполненные в стиле зрелого классицизма в начале ХIХ столетия.

Проектировали и строили усадьбу известные зодчие ХVIII-ХIХ веков Родион Родионович Казаков (1754-1803) и Иван Васильевич Еготов (1756-1815).

Оригинальным по своей архитектуре, особенно для Москвы и Подмосковья, является главный дом усадьбы - дворец Н.А.Дурасова. Здание имеет в плане сочетание креста и круга. Многие исследователи считают, что непривычные формы дворца восходят к популярным во второй половине ХVIII века проектам теоретика французского классицизма Жана-Франсуа Неффоржа. И действительно, один из проектов под названием "Проект Храма Изящных искусств" 1757 года мог послужить прототипом дворца в Люблине. Исследователи находят также, что архитектурное и художественное убранство Дворца Н.А.Дурасова имело ориентиром "русский Версаль" - Павловск как императорскую резиденцию. Существует и легенда о том, что хозяин стремился к приданию зданию формы ордена святой Анны, которым он, якобы, был награжден императором Павлом I.

Выстроенный на небольшом холме, открытом с трех сторон, дом представляет собой трехэтажное купольное центрическое здание павильонного типа. Все его четыре крыла как бы пронизаны круглой двойной колоннадой, образующей открытые площадки-балконы, поднимающиеся до уровня второго этажа. В символическом языке классицизма круглая колоннада сама по себе зачастую служила образом античного храма.

Общая площадь дворца - 1255,5 кв.м. На первом этаже расположены три великолепных зала (Круглый, Мраморный и Колонный), богато оформленных росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах иллюзию объемных изображений. В их росписи принимал участие известный итальянский живописец Джермано Скотти.

Круглый (центральный) зал (97,4 кв.м) напоминает античные постройки пантеонного типа. Этот небольшой зал служил парадной столовой. Его стены украшены барельефами и архитектурными деталями, на которых представлены мифологические сюжеты: "Аполлон с музами", "Жертвоприношение", "Феб Лучезарный" и "Венчание Амура". Купол Круглого зала украшает живописный плафон "Триумф Венеры". Пол выложен из дубового набора с розеткой в виде звезды в центре. Огромные окна открывают виды парка и пруд.

Колонный зал (112 кв.м) - гостиная - разделен двумя колонными портиками на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн дали второе название зала - Розовый. Система росписей создает впечатление крытого садового павильона. Над карнизами размещены четыре панно, мифологические сюжеты которых изображают небесные созвездия: "Миф об Актеоне", "Вакх и Ариадна", "Суд над нимфой Каллисто" и "Триумф Вакха и Ариадны на острове Наксос". По торцам зала с обеих сторон - ценнейшая полихромная пейзажная живопись с изображением подлинных видов усадьбы.

В Мраморном зале (114 кв.м) - имитация мрамора различных оттенков. Богатый декор зала дополняют лепные карниз и барельефы - круглые по стенам над окнами между пилястрами и прямоугольные над входом и торцевым окном. Органично в декор потолка вписан живописный плафон "Пир Вакха на острове Наксос". Бог виноделия и веселья, покровитель театрального искусства - один из главенствующих богов во дворце.

Особый интерес представляют медальоны Мраморного зала. В них представлены известные мифологические боги и герои: Зевс, Аполлон, богиня поэзии Каллиопа, Диана, Афродита, Амур, Орфей и Адонис.

Именно в этих трех великолепных залах, как правило, летом щедрый хозяин устраивал роскошные обеды, празднества и балы с замечательным оркестром, которые славились на всю Москву и привлекали столичную знать.

Жилые и служебные помещения господского дома были расположены на втором и третьем этажах в двух других крыльях креста.

Третий этаж представляет собой бельведер, венчающий все здание. В центре этажа находится круглый зал, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полукруглыми окнами. Через окна гости могли обозревать окрестности.

Таким образом, внутреннее пространство и декор здания создают некое подобие божественного мироздания, античная символика превращает дворец московского аристократа в Дом и Храм Аполлона - бога Солнца, покровителя Наук и Искусств. Изысканная роспись интерьеров наполнена сюжетами, посвященными античным богам: Венере, Аполлону, Вакху и Амуру.

В непосредственной близости от дворца располагается комплекс театральных зданий усадьбы (театральная школа, театр и дом управляющего театром).

Крепостной театр Н.А.Дурасова создал славу своему хозяину. В начале ХIХ века театр входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России. Труппой руководил замечательный актер и писатель Петр Алексеевич Плавильщиков (1760-1812). Впоследствии многие крепостные актеры, получив вольную, перешли на подмостки Императорской сцены в Санкт-Петербурге и Москве.

Недалеко от театра находится флигель, в котором размещался пансион для дворянских детей во главе с учителем-французом.

Не менее знаменитой была дворцовая оранжерея. Ее центральный самый большой и высокий круглый зал завершался стеклянным куполом. В оранжерее выращивали редкие породы фруктовых деревьев и декоративных растений. Здание оранжереи сгорело в 1920-х годах и частично восстановлено в 1985 году.

Господский дворец был окружен роскошным тенистым парком на берегу пруда, образованного речкой Голядью, с многочисленными беседками и павильонами (сегодня еще сохранились элементы регулярной планировки аллей), подстриженными деревьями и кустарником. Но чем дальше от дворца, тем более парк становится естественным "в английском вкусе, когда правит "дикая природа": темные чащи, холмы, ручьи и пруды.