Одно из главных оснований и причин разработки Концепции, а также приоритетной общей задачей ее реализации является повышение качества предоставляемых префектурой ЦАО государственных услуг и максимально эффективное удовлетворение запросов сообществ ЦАО в проживании и деятельности на территории округа. При этом решение данной задачи предполагает, с одной стороны, необходимость создания дополнительных условий и механизмов координации усилий различных органов и уровней власти города, взаимодействия органов власти и управления городского и федерального уровня, префектуры ЦАО с Правительством Москвы и префектурами других административных округов города Москвы для обеспечения эффективного решения общегородских задач и приоритетов в развитии округа.
В то же время, решающим фактором дальнейшего развития ЦАО и города в целом является повышение эффективности местного самоуправления, стимулирование гражданской самоорганизации москвичей, развитие механизмов общественного обсуждения решений органов власти и, как следствие, повышение уровня удовлетворенности и комфортности взаимодействия населения с властью, повышение взаимопонимания между властью и обществом, а также качества принимаемых решений по развитию округа.
В округе накоплен уникальный опыт диалога органов исполнительной власти с наиболее активной частью населения посредством работы с представителями общественных организаций в рамках Общественного совета при префекте ЦАО. Через общественные организации, как через посредника власть доносит до широкой общественности свою позицию и получает ответную реакцию общества, его запрос к власти. В округе работает сеть приемных Общественного совета, где члены совета еженедельно ведут прием населения.
Проводится работа по совершенствованию взаимодействия между префектурой и районами ЦАО. В 2004-2005 годах в округе была проведена работа по оптимизации полномочий и функций структурных подразделений префектуры и управ районов ЦАО. В результате были внесены изменения в Регламент префектуры ЦАО (2005 год), в Распределение обязанностей между заместителями префекта (распоряжение префекта от 25 апреля 2005 года N 1977-р), издано распоряжение префекта о делегировании полномочий (от 29 октября 2004 года N 7054-р).
В рамках реализации городской целевой Программы государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005-2007 годы, взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления осуществляется через деятельность окружного и районных Координационных советов, участие в работе комиссий, проведение совместных мероприятий, приемов населения, использование других форм. В целях сохранения единства городского хозяйства города органам местного самоуправления поэтапно передаются отдельные государственные полномочия с оставлением функции контроля органами исполнительной власти за их реализацией. С января 2007 года органам местного самоуправления были переданы полномочия по организации социально-воспитательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.
При этом решение данных задач на территории ЦАО имеет свою специфику.
Сосредоточение в ЦАО всех основных органов федерального (приемные Администрации Президента и аппарата полпредов в округах, министерств, обеих палат парламента), городского (Правительство Москвы и отдельные департаменты и комитеты), регионального (органы власти Московской области, представительства субъектов РФ в Москве), а также соседство земель федерального и городского подчинения создает размытую картину ответственности собственно окружного и районного уровней управления за состояние конкретных отраслей и территорий в глазах населения округа - как постоянного, так и "дневного".
Это приводит к тому, что, с одной стороны, на префектуру ЦАО и управы районов в общественном сознании может возлагаться ответственность по тем вопросам, решение которых выходит за рамки их единоличной компетенции, а с другой - имеют место попытки граждан и бизнеса решать вопросы сугубо окружного и локального значения одновременно в большом числе федеральных органов.
Существующая система управления (город, префектура, район) не вполне эффективна в части несоответствия возложенных на префектуры и управы районов полномочий с существующим и предполагаемым порядком финансирования. Префектура должна иметь свою подведомственную сеть государственных учреждений и достаточное бюджетное финансирование для осуществления своих полномочий.
В связи с тем, что префектура организует работу по реализации утвержденного Правительством Москвы градостроительного плана развития территории ЦАО, включая строительство и реконструкцию объектов, она должна иметь равные с отраслевыми комплексами права при формировании Адресной инвестиционной программы города Москвы в части объектов, расположенных на подведомственной территории. Контроль за выполнением заданий программы должен находиться в совместном ведении префектуры ЦАО и отраслевых департаментов и комитетов.
Концентрация в округе чиновников федеральных ведомств, нового постоянного населения ЦАО с высоким уровнем доходов задает особые требования к устройству системы самоуправления на территории округа. Именно в ЦАО особенно интенсивный характер приобретает процесс образования объединений собственников жилья для управления в жилищной сфере, формирования иных локальных сообществ по интересам для отстаивания своих прав и самостоятельного их осуществления.
Под давлением этих, а также ряда иных факторов в ЦАО прогнозируется и уже имеет место рост организованности со стороны других социальных групп по своим групповым интересам или в отношении актуальных проблем общегородского/окружного развития (разного рода движения, объединения, общины жителей в поддержку культурного наследия округа, за решение отдельных транспортных проблем и т.п.).
Сосредоточие в округе органов федеральной власти, головных офисов крупных и иностранных корпораций, стремящихся использовать все более современные методы взаимодействия с заявителями и административной системой, учета и контроля, требует от округа особых темпов внедрения новых прогрессивных методов административного управления, опережающих общегородские. Это означает необходимость первоочередной реализации в округе проекта "одного окна", опережающего начала отработки в округе элементов моделей "электронного управления", "электронного правительства".
Одновременно должны быть созданы условия для развития механизмов оперативного получения гражданами полной и достоверной информации о целях, приоритетах и результатах деятельности органов власти и управления, совершенствоваться принципы и качество работы с обращениями граждан, работы системы "горячих линий" Правительства Москвы, территориальных и отраслевых органов власти и управления, работы официальных городских средств массовой информации.
Существенной задачей, значение которой только усиливается в связи с особыми характеристиками округа и концентрацией на его территории управленческих задач повышенной сложности, является развитие системы подготовки и переподготовки управленческих кадров. При этом, в том числе и для решения указанных задач, необходимо уделять особое внимание реализации и развитию молодежной политики, поддержке и взаимодействию с молодежными организациями, задачам воспитания молодежи, привлечения молодых к работе органов власти и управления.
Необходимо также обеспечить дальнейшее создание условий для развития местного самоуправления с учетом особенностей организации МСУ в городах федерального значения и реализации функций государственной поддержки органов местного самоуправления, включая методическое, правовое и организационное содействие органам МСУ в осуществлении их полномочий.
При этом в первоочередном порядке необходимо создавать условия для приоритетного развития системы правовых консультаций, образовательных программ, оказания гражданам методической, организационной и консультационной поддержки в области жилищного самоуправления, а также развития программ по повышению социальной, финансовой, управленческой грамотности граждан.