Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

Анализ ситуации

В предыдущие годы основной задачей Правительства Москвы, в соответствии с государственными приоритетами и обозначенными Президентом Российской Федерации целями, было создание в столице условий для динамичного наращивания валового регионального продукта, рост которого за период с 2004 по 2006 год составил 130,4%. Москва выполняет задачу по удвоению валового регионального продукта уже по итогам 2009 года. С этой целью принимаются меры по увеличению объема промышленного производства, развитию малого предпринимательства, развитию инфраструктуры экономической деятельности, привлечению инвестиций. За 2004-2006 годы промышленное производство увеличилось на 57,7%, оборот розничной торговли - на 21,6%, объем платных услуг населению - на 19,0%, объем инвестиций в основной капитал - на 36,5%. В город было привлечено 64,6 млрд.долларов США иностранных инвестиций, их объем в 2006 году в 1,7 раза превысил уровень 2003 года. Внешнеторговый оборот вырос в 2,3 раза.

К концу 2005 года Москва вышла на уровень промышленного производства 1990 года, сохранив при этом свой промышленный потенциал. Столица была и остается не только крупнейшим индустриальным, но и инновационным центром страны. Происходит уверенное превращение Москвы в крупнейший международный деловой центр. Москва неизменно является участником рейтингов ведущих консалтинговых и исследовательских организаций, стабильно признается одним из наиболее динамично развивающихся и привлекательных для бизнеса восточноевропейских городов. При этом основными сдерживающими факторами дальнейшего роста делового потенциала Москвы также традиционно признаются проблемы недостаточной развитости бизнес-инфраструктуры, транспортные проблемы, дефицит гостиничного фонда Москвы, а также связанная со всеми этими трудностями высокая стоимость бизнес-процессов.

ЦАО принадлежит особая роль в экономике Москвы, ее развитии как крупнейшего национального и международного делового центра. Именно в ЦАО расположены все основные городские и федеральные учреждения и объекты, основная масса объектов инфраструктуры для ведения бизнеса, офисы крупнейших мировых и российских компаний.

В округе ежедневно трудится более 2 млн. москвичей и гостей столицы. На территории ЦАО расположено 39,5% предприятий и организаций Москвы, где работают 27% от общего числа занятых в городе. В сфере обслуживания эта цифра достигает 60%, а в сфере административного и делового управления - 85%. Офисные, административные и торговые здания занимают более половины застроенной территории ЦАО. Порядка 30% площадей в жилых зданиях также используются под магазины, офисы и технические службы.

Роль малого бизнеса в экономических отношениях центра города весьма велика. По данным Мосгоркомстата в ЦАО в 2006 году было сосредоточено 41,5% малых предприятий Москвы (без учета индивидуальных предпринимателей) и 34,5% занятых в малом бизнесе. В структуре малого бизнеса в ЦАО резко доминируют торговля и общественное питание - 54,7%. На втором месте (9%) стоит общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, которая включает в себя многочисленные подсобные и посреднические услуги, аудит, рекламу и маркетинг. В сфере социальных услуг здравоохранение, образование и культура - работают 5% малых предприятий. В сфере науки, производства и информационного обслуживания - порядка 5%. В сфере ЖКХ в ближайшие годы ожидается существенный прирост активности малого бизнеса по мере проведения реформы управления жилищным фондом и дальнейшего перехода системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства на рыночные принципы.

Центр города концентрирует не только деловую инфраструктуру и бизнес-активность, но также и значительную часть проблем и задач в ее развитии.

На протяжении последних лет, в связи с ростом рынка коммерческой недвижимости Москвы, происходило увеличение офисного пространства округа за счет реализации новых крупных градостроительных проектов на территории выводимых промышленных предприятий, создания новых офисных пространств в связи с переводом аварийных жилых зданий округа в нежилые, увеличением объемов офисных площадей в связи с реконструкцией существующих нежилых зданий их собственниками. Несогласованное развитие офисного пространства округа по отношению к возможностям инфраструктуры ЦАО приводит к дефициту парковочного пространства вблизи вновь появляющихся офисно-деловых зон, предопределяет "наступление" офисов, магазинов и ТРЦ на жилые дворы и жилые зоны. Существенной проблемой является также опережение темпов развития офисно-делового пространства по отношению к темпам развития соответствующего бизнеса в сфере эксплуатации и управления.

В этой связи возникает необходимость ограничения и дополнительного регулирования офисного строительства в ЦАО, завершения формирования нового делового центра "Москва-Сити". Одновременно инвестиции должны осуществляться преимущественно в сектор муниципального арендного жилья (доходные дома), социальную, транспортную, туристскую и коммунальную инфраструктуру. Необходимо изменить вектор развития с нового коммерческого строительства в ЦАО на ремонт, реновацию и строительство нового жилья, а также всей системы коммуникаций и инфраструктуры. Необходимо содействовать малому бизнесу, чтобы развивать местную занятость, а также создавать более надежный базис для проведения реформы ЖКХ и развития иных секторов сервисной экономики.

Центральный административный округ нуждается в совершенствовании условий реализации инвестиционных проектов, что предполагает не только развитие административно-деловой инфраструктуры и финансовых институтов, но и решение комплекса смежных задач, таких как повышение качества управления транспортными потоками, переориентация градостроительной политики на более эффективное использование городского пространства, в т.ч. подземного, реализации мер социального характера. Многие из этих задач носят общегородской характер и могут быть успешно решены только за счет тесного взаимодействия отраслевых и территориальных органов управления.

Очевиден перекос развития рынка труда, когда наиболее востребованными для предприятий округа (особенно крупных и средних, а также предприятий потребительского рынка и услуг) являются те специалисты, которые проживают за его пределами ("дневное" население). Как пример, большая часть менеджерского состава низшего и среднего звена в финансово-кредитном секторе, представительствах крупных компаний различных отраслей экономики проживает в других районах Москвы или Подмосковье и по уровню своих доходов не имеет перспектив приобретения жилья в ЦАО. Точно также обслуживающий младший и средний персонал в секторе потребительского рынка и услуг по уровню своих доходов не имеет возможности проживать на территории округа и полноценно пользоваться его инфраструктурой. При этом в центре Москвы также в наибольшей степени актуальны вопросы ограничения миграционной нагрузки, квотирования и развитии местной занятости, а также молодежной занятости.

Для округа характерно неравномерное распределение малых и средних предприятий по отраслевому принципу, с явным доминированием в сторону сектора потребительского рынка и услуг (торговля, организации сферы питания, развлекательные услуги) и сектора консалтинговых (маркетинг, PR, реклама, финансовый и управленческий консалтинг и т.п.) услуг. Высокая доля организаций потребительского рынка и услуг с высокой скоростью оборота продукции создает повышенную центростремительную нагрузку на транспортную сеть округа и прилегающих к ЦАО смежных районов в связи с необходимостью обеспечения регулярных оперативных поставок в торговые предприятия округа реализуемой ими продукции, а также в связи с пользовательско-покупательской "нагрузкой выходного дня" (частично последняя тенденция переламывается за счет создания все новых крупных ТРЦ за пределами округа, однако ЦАО продолжает оставаться центром "ночной жизни" Московского региона).

ЦАО имеет развитую инфраструктуру общественного сервиса, поэтому для округа важнейшей задачей становится не только ее развитие, но и повышение ее качества, причем во всем - от сферы образования до сферы коммунальных услуг.

В центре Москвы сохраняется на достаточно высоком уровне и степень концентрации промышленных зон с устаревшими градостроительными решениями, сопровождающаяся не всегда систематизированным и увязанным с единой стратегией развития округа выводом промышленных зон и реабилитацией территории под коммерческую недвижимость. Благодаря эффективной деятельности городского Управления по экономической безопасности обеспечено существенное улучшение ситуации в сфере декриминализации экономики, борьбы с экономическим терроризмом - рейдерством. В то же время задачи обеспечения экономической безопасности, городских интересов в развитии экономики и принципах использования и перепрофилирования объектов остаются одними из важных в развитии округа. Риск утраты округом статуса промышленного центра и необходимость сохранения промышленного потенциала ЦАО, но на ином качественном уровне, диктуют также необходимость приоритетного развития и содействия инновационному, научно-внедренческому промышленному бизнесу.

В целом, важным условием дальнейшего развития ЦАО является реализация органами власти эффективной политики управления хозяйством округа, интенсификации промышленной и инвестиционной политики, направленной, во-первых, на поддержку стратегически значимых для округа отраслей промышленности и, во-вторых, на развитие научного и инновационного потенциала округа. Так, отдельные научно-исследовательские и внедренческие проекты оказываются "неподъемными" для развивающегося окружного бизнеса и требуют поддержки органов власти, как в плане субсидирования разработок, так и создания соответствующей инновационной инфраструктуры в округе: технопарки, кластеры, бизнес-инкубаторы.

В настоящее время в ЦАО разработана Концепция развития инновационного бизнеса в округе, которая предполагает формировать и развивать на территории ЦАО конкурентоспособные кластеры инновационных и производственных малых предприятий, а также способствовать созданию на базе вузов и НИИ научных парков, нацеленных на аккумуляцию идей, изобретений, открытий и инновационной продукции, предназначенной для дальнейшей коммерциализации. Большой потенциал округа в данной области хозяйственной деятельности обусловлен высокой концентрацией Высших учебных заведений и НИИ на его территории, при этом развитие инновационных производств в ЦАО объективно ограничивается общегосударственной и общемировой тенденциями формирования специальных экономических зон соответствующего типа за пределами крупных мегаполисов.

Одновременно развитие инновационного и промышленного потенциала округа не мыслится без обеспечения взаимосвязи образования и производства. Насущной задачей, необходимой и для улучшения делового климата на территории ЦАО, и для реализации инновационной стратегии, и для оптимизации структуры рынка труда, включая развитие и расширение занятости постоянного населения округа на его территории, является возрождение и развитие системы профессионально-технического образования.