Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

Цели и задачи действий по направлению

Целью Концепции по направлению "Центр истории и культуры" является сбалансированное развитие комплекса памятников культуры и истории ЦАО, а также поддержка социальных процессов, связанных с воспроизводством уникальной культурной атмосферы центра Москвы в рамках мультикультурного пространства мегаполиса. Сосуществование на территории округа различных культурно-исторических объектов, зачастую несущих разное смысловое наполнение и предназначение, позволяет сохранить в округе "связь времен" и обеспечить оптимальные условия для диалога поколений.

Для сохранения культурной и социальной привлекательности местных национальных особенностей ЦАО в условиях нарастающего давления на культурно-историческую инфраструктуру центра важно обеспечить гармоничное сочетание и развитие различных аспектов культурного наследия округа. Решение насущных материально-технических проблем окружных учреждений культуры и искусства и обеспечение сохранности уникальных градостроительных объектов, как и создание новых культурно-исторических комплексов, учитывая их потенциально общефедеральное значение, должно быть перенесено в разряд приоритетов и обеспечено за счет дополнительной организационной и финансовой поддержки соответствующих инициатив ЦАО в рамках федеральной целевой программы "Культура России" (на 2006-2010 годы) и Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы" (на 2008-2010 годы).

Актуальным направлением остается привлечение частных инвестиций в реставрацию и реконструкцию памятников округа, а также развитие его туристско-рекреационных зон. При этом предпочтение должно отдаваться проектам, одобренным экспертным сообществом и населением и непосредственно направленным на преумножение культурного достояния округа.

Основными задачами и ключевыми программными мероприятиями по направлению "Центр истории и культуры" в рамках Концепции являются:

4.1. Сохранение историко-культурного облика города за счет осуществления регулярного и планового ухода за градостроительными памятниками и создание новых культурных центров, а также проведение информационных и маркетинговых мероприятий, направленных на повышение эстетической и туристской привлекательности культурного комплекса центра, что предполагает:

4.1.1. Проведение реставрации памятников архитектуры и истории согласно составленному перечню приоритетов, учитывая планы по градостроительному развитию центра и используя возможность привлечения средств инвесторов и меценатов;

4.1.2. Обеспечение систематического ухода за объектами наследия округа, в т.ч. федерального подчинения при согласовании условий с ответственными федеральными инстанциями, а также изыскание возможности для коммерциализации деятельности данных объектов и перехода на самоокупаемость с сохранением их доступности для постоянного населения округа и города;

4.1.3. Осуществление полного комплекса мер надзора и контроля состояния культурно-исторических памятников при стимулировании систематического участия жителей округа в данном процессе;

4.1.4. Воссоздание исторического облика центра путем сооружения "замещающих" строительных объектов вместо утраченных или неподлежащих восстановлению памятников истории и культуры с учетом пожеланий местного сообщества и рекомендаций независимых экспертов;

4.1.5. Использование новаторских методов преумножения культурного наследия ЦАО, таких как археологические изыскания на территории округа, культивация внимания к местам, связанным с художественным творчеством и т.д.;

4.1.6. Передачу исторических территорий храмам, расположенным на территории ЦАО и подтвердившим свои возможности относительно обеспечения тщательного ухода и развития культурно-исторических памятников;

4.1.7. Совершенствование градостроительной политики в области застройки центра с акцентом на создание уникальных архитектурных комплексов, способных стать новыми культурно ценными объектами и повысить эстетическую привлекательность центра города;

4.1.8. Проведение информационно-пропагандистской кампании за бережное отношение к памятникам культуры и истории, формирование через социальные сети округа поведенческой установки на недопустимость варварского отношения к градостроительным памятникам и объектам культуры.

4.2. Поддержка учреждений культуры и искусства, способствующих повышению уровня культурного обслуживания жителей и гостей округа, а также способствующих развитию талантов представителей сообщества ЦАО, что предполагает:

4.2.1. Предоставление льгот - имущественных, консультационных, информационных и т.д. - учреждениям культуры и искусства в зависимости от характера и направленности их деятельности и ориентации на высококачественное обслуживание "дневного" и постоянного населения округа;

4.2.2. Выделение адресной помощи учреждениям культуры и искусства, как государственным, так и негосударственным, в т.ч. иностранным, согласно разработанной системе приоритетов;

4.2.3. Оказание поддержки окружным общественным организациям, инициирующим культурно-просветительские проекты и любым формам самоорганизации граждан, ставящим своей целью повышение культурного уровня постоянного населения округа и пропагандирующим бережное отношение к культурно-историческому облику центра Москвы;

4.2.4. Активизацию информационного и организационного сопровождения культурно-значимых событий (выставки, фестивали), происходящих на территории округа, особенно тех, которые проводятся регулярно, и наращивание взаимодействия с учреждениями культуры и искусства (театры, музеи, тематические кружки), осуществляющими свою деятельность в ЦАО;

4.2.5. Повышение интенсивности использования социально-психологических ресурсов центра, таких как, например, ветеранские организации, для осуществления культурно-эстетического воспитания и образования молодежи, лиц с ограниченными способностями и населения округа в целом;

4.2.6. Интенсификацию и углубление взаимодействия с благотворительными и меценатскими организациями и способствование становлению конструктивного диалога между ними и расположенными в округе учреждениями культуры и искусства.

4.3. Создание удобной инфраструктуры туризма и отдыха для привлечения в центр дополнительных потоков отдыхающих, предусматривая возможность равномерного распределения транспортных и человеческих потоков между всеми культурно-историческими комплексами ЦАО, что предполагает:

4.3.1. Дальнейшее развитие в центре гостиничной сети, в т.ч. низшего и среднего ценового класса, и общедоступных досуговых учреждений (рестораны, кафетерии, кинотеатры, клубы и проч.);

4.3.2. Организацию и продвижение новых (предпочтительно пешеходных) и совершенствование прежних туристских маршрутов, в т.ч. в рамках программы "Золотое кольцо Москвы", предусматривая возможность более активного использования акватории Москвы-реки, с популяризацией ранее малоизвестных, но привлекательных культурно-исторических объектов, с благоустройством прилегающей территории и развитием потребительского рынка, ориентированного на туристов;

4.3.3. Развитие системы альтернативных способов передвижения по центру Москвы: велосипеды, речной транспорт, гужевая езда - т.е. создание специфической инфраструктуры, и поддержка предприятий, реализовывающих подобные транспортно-туристские услуги, в т.ч. с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями (после тщательной проработки с учетом транспортной загруженности центра);

4.3.4. Создание крупных туристских узлов для комплексного обслуживания туристов с терминалами автоматизированной справочной системы и ассортиментом соответствующей продукции "первой необходимости": карты, гиды, медикаменты, услуги переводчика;

4.3.5 Развитие на туристских маршрутах торговой сети по комплексному обслуживанию туристов, организацию ярмарок сувенирной продукции.

4.4. Популяризация культурно-исторического образа центра и формирование положительного имиджа округа как территории сосредоточения ведущих учреждений культуры и искусства, приводящая к росту его туристской популярности, инвестиционной и экономической привлекательности и нормализации окружной социальной динамики, что предполагает:

4.4.1. Продвижение "культурного образа" ЦАО в российских и зарубежных СМИ, а также через городские социальные сети, через привлечение активистов окружных организаций в сфере культуры и искусства и сохранение постоянной информационной нацеленности на культурные проекты на территории центра;

4.4.2. Реализацию массовых пропагандистско-просветительских мероприятий, так или иначе освещающих роль центра Москвы в культурно-историческом развитии Москвы и России с целью закрепления в массовом сознании социально-культурной и исторической значимости ЦАО;