Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

Анализ ситуации

Сохранение и развитие культурного наследия и культурного комплекса центра столицы является необходимым условием поддержания благоприятной социальной динамики, поскольку напрямую влияет на качество жизни в округе. Кроме того, высокое качество инфраструктуры интеллектуального, культурного досуга способствует улучшению международного имиджа ЦАО и столицы в целом, росту их туристской привлекательности, обеспечивает становление широкого межнационального и межрелигиозного диалога. При этом забота об историческом и культурном наследии Москвы приобретает характер комплексной, межотраслевой проблемы, требующей совместных усилий различных органов государственной власти и общественных организаций.

Москва входит в число мировых столиц-лидеров по количеству музеев, расположенных в черте города и, следовательно, способна удовлетворить культурные требования практически всех социальных и демографических групп. Число московских музеев превышает показатели Парижа и Лондона и уступает только Нью-Йорку и Мадриду. Расположенный в ЦАО Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина является после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге второй по величине в России картинной галереей. Только в 2006 году музейные экспозиции посетили более 4 млн. москвичей и гостей столицы.

В Москве сосредоточены ценнейшие памятники истории и архитектуры мирового значения, причем в центре располагаются важнейшие из них: Московский Кремль, Покровский Собор, ГУМ, Московский государственный университет, Новодевичий монастырь и многие другие. В округе воссозданы Храм Христа Спасителя, который стал кафедральным собором города, Воскресенские ворота Кремля с часовней Иверской Божьей матери и Храм Иконы Казанской Божьей матери на Красной площади.

В целом в настоящее время в границах ЦАО располагается 75 объектов культурного наследия, вошедших в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО; 13 объектов, вошедших в Свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации; 3214 объектов культурного наследия, из которых 2055 являются памятниками истории и архитектуры федерального значения.

Таким образом, ЦАО, непосредственно являясь историческим ядром Москвы и России, несет ответственность за сохранность духовного фонда народов России и, следовательно, за обеспечение культурной и идеологической преемственности поколений. Консолидирующее значение культурно-исторического наследия округа состоит в том, что благодаря ему удается осуществлять передачу социальных и культурных ценностей старшего населения округа молодежи.

Поскольку на территории ЦАО сосредоточено большое количество объектов российской и мировой культурной и духовной сокровищниц, на их содержание, на развитие и популяризацию - после разграничения права собственности между федеральным центром и Москвой - должны быть направлены значительные материальные и интеллектуальные ресурсы, которыми центр в одиночку не располагает.

При этом культурный потенциал округа не всегда используется в полной мере и в рамках надлежащих технико-методологических ограничений. Отдельные исторические архитектурные комплексы в силу своей популярности (например, Красная и Пушкинская площади, Чистопрудный бульвар) систематически подвергаются интенсивному воздействию со стороны "дневного" и постоянного населения округа и потому требуют особого ухода. С другой стороны, ряд культурно-исторических объектов и комплексов выпадают из поля зрения населения по причине своей отстраненности от основных туристских магистралей и крупных городских объектов. Более системное и равномерное, в т.ч. с административной и хозяйственной точки зрения, управление культурным наследием становится сегодня объективным приоритетом устойчивого развития ЦАО.

На территории округа на сегодняшний день уже осуществлено несколько крупных проектов развития культурно-исторических и туристских пространств. Так, идет подготовка к организации 14 пешеходных маршрутов на территории "Золотого кольца Москвы". К 2012 году должно быть завершено их рабочее проектирование и закончена реализация рабочих проектов 2 маршрутов: N 2 "Исторические и архитектурные памятники Красной площади и Китай-города", N 13 "По достопримечательным местам Замоскворечья". Работы по созданию пешеходной зоны в центре Москвы - от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной на "Золотом острове" - будут завершены уже в 2007 году. Новый маршрут соединит Храм Христа Спасителя, Берсеневскую, Якиманскую набережные и район Замоскворечья.

Однако, несмотря на очевидные успехи округа в данном направлении, на поддержание исторического архитектурного облика центра города требуются значительные ресурсы. В округе сохраняется большое количество градостроительных памятников, требующих особого внимания и нуждающихся в реставрации, перепрофилировании, популяризации и т.д. Кроме того, текущее обслуживание отреставрированных объектов также требует существенных ресурсов. Поэтому представляется немаловажным добиться приоритетного выделения из городских и федеральных источников соответствующего финансового обеспечения деятельности территориальных органов власти, а также активно развивать сотрудничество с окружным меценатством.

Важным ограничением комплексного ухода за культурно-историческим наследием округа становится частная собственность на отдельные памятники архитектуры и истории. Так, сохраняется серьезная опасность ненадлежащего ухода за памятниками со стороны частных владельцев. Имеющиеся нерешенные политико-правовые вопросы, связанные с разграничением сфер ведения органов власти и частных собственников в области контроля и поддержания состояния памятников, могут способствовать сохранению существующей "подвешенной" ситуации. Поэтому принципиальной представляется организация конструктивного взаимодействия с владельцами (нынешними и будущими) таких объектов и координация их деятельности в соответствии с планами градостроительной политики города.

В целом, привлечение инвесторов к использованию культурно-исторического потенциала ЦАО необходимо как с целью более полного освоения имеющегося культурного наследия, так и для снижения нагрузки на городской и окружной бюджеты. Оптимальной формой для таких проектов может стать государственно-частное партнерство, при котором права и обязанности сторон распределяются пропорционально их финансовому участию.

Отмеченный факт концентрации жителей и гостей ЦАО в пределах нескольких главных градостроительных комплексов округа, а также общая логика непрерывного развития и совершенствования центра Москвы предполагает не только эффективное использование имеющихся культурно-исторических ресурсов, но и создание новых объектов, способных претендовать на статус уникального городского наследия. Поэтому важным направлением деятельности территориальных органов власти, осуществляемым при поддержке и участии бизнеса, в т.ч. окружного, является создание новых культурно-исторических центров. Для этого важно стимулировать новаторские подходы к решению архитектурных и художественных задач на территории округа, поощрять и популяризировать новые "культовые" объекты. Но при реализации таких проектов необходимо учитывать особую архитектурную "композицию" округа и конкретные пожелания, запросы сообществ ЦАО, имеющих собственное представление о культурной специфике своего места жительства и/или работы.

В целом, интенсивное развитие туристского комплекса округа предполагает не просто привлечение инвестиционных компаний, а их ориентация на осуществление наиболее сложных и ресурсозатратных проектов, как, например, освоение подземных пространств и создание центров первичного обслуживания туристов. Необходимо более активно развивать систему туристских маршрутов, использующих акваторию Москвы-реки.

При согласовании инвестиционных программ, в т.ч. на туристских маршрутах, обязательно предусматривать возможности для сохранения градостроительного наследия центра. Для этого возможно организовать систему мониторинга и контроля над подобными проектами с привлечением окружной общественности и экспертов.

Ряд имеющихся на территории округа памятников истории и архитектуры потенциально привлекателен для российских и иностранных туристов, но находится вне их поля зрения. Для использования подобного "запасного" ресурса округа требуется более инновационное освоение архитектурно-археологического и культурного наследия ЦАО. Последнее предполагает создание новых и совершенствование работы существующих оригинальных музеев и мест отдыха населения, а также достижение большего экономического эффекта от их функционирования.

Удачным примером деятельности в данном направлении может стать сохранение в целости основания Сухаревской башни, обнаруженного при строительстве подземного перехода, которое уже стало "вновь открытой" достопримечательностью ЦАО. Сегодня реконструкция гостиницы "Россия" дает археологам возможность освоить пространства уникального исторического комплекса "Зарядье", что открывает новые культурные и туристские перспективы перед районом. Целесообразно создание культурно-туристской инфраструктуры и привлекательности при реализации и иных крупных градостроительных проектов ("Москва-Сити", "Золотой остров" и т.д.).

В целом, потенциал развития археологического туризма в округе очень велик - весь исторический центр, в пределах Камер-коллежских валов, имеет юридический статус памятника археологии. Такой же статус имеют еще 140 городских зон. В этой связи необходимо предусмотреть повышение интенсивности археологических работ в рамках реализации строительных проектов и ответственности инвесторов за их проведение, тем более учитывая перспективы реализации в центре Москвы масштабной программы освоения подземного пространства. В идеале - в рамках каждого крупного подземного проекта целесообразно создавать музей-выставку истории и роли этого места в жизни Москвы, обнаруженных в культурном слое прошлых столетий находок и т.п.

Одновременно не менее интересным может стать популяризация и продвижение прежде менее значимых объектов культурного наследия ЦАО: создание "памятников быта и досуга" недавнего прошлого (распространение модели музея-пятиэтажки, музея-фабрики, развитие исторических транспортных маршрутов и использование на них исторических транспортных средств и т.п.), развитие туристских направлений, связанных с российской литературой или кинематографией (действие многих художественных произведений современных авторов разворачивается на территории ЦАО). Также важным направлением может быть и проведение историко-архитектурных и археологических исследований при перебазировании предприятий с одновременным рассмотрением возможностей использования высвобождаемых промышленных площадей под культурные и арт-объекты, нужды деятелей искусства. Благодаря данным направлениям будет формироваться образ и репутация центра Москвы как современного культурного и исторического центра Москвы и России.

Важным аспектом развития ЦАО остается создание в округе инфраструктуры отдыха и развлечений для туристов и гостей столицы со средним достатком. Отмечается, что именно недостаток гостиничной инфраструктуры среднего класса остается одной из главных причин, сдерживающих приток иностранных туристов в Москву. Поэтому первостепенной задачей для ЦАО становится обеспечение привлекательных условий для девелоперов и инвесторов, работающих в гостиничном бизнесе, и внедрение системы административных и экономических стимулов. Возможно также рассмотреть вариант пилотного создания в округе низкобюджетных муниципальных гостиниц.

Невысокий уровень вовлеченности населения в культурные процессы также может рассматриваться как угроза полноценному развитию сообществ ЦАО. Поддержка различных форм культурной и просветительской работы позволит добиться в округе сохранения социального консенсуса и повышения общего интеллектуального уровня горожан.

В таком контексте становится приоритетным развитие просветительских и культурных центров (библиотеки, музеи, дома творчества), обеспечивающих нормальные условия для удовлетворения эстетических и интеллектуальных запросов граждан. Причем перспективным направлением предполагается повышение эффективности работы таких учреждений за счет внедрения современных информационных и управленческих технологий. Так, образцом могут стать имеющиеся примеры преобразования библиотек в центры знаний, когда из хранилища книг библиотека становится реальным информационным, культурным и досуговым комплексом. Причем в первую очередь ставка делается на привлечение к библиотечной интеллектуальной инфраструктуре школьников и молодежи.

В целом, более полное и своевременное удовлетворение культурных потребностей "дневных" и постоянных жителей позволит повысить престиж центра и добиться более высокого качества жизни для населения. При этом масштабное распространение "продуктов" культуры должно быть обеспечено за счет дополнительных мотивирующих средств для потенциальных "производителей" - при более тесном посредничестве ведущих институтов культуры и искусства.

Однако материально-техническое состояние большинства организаций, действующих в данном направлении, оказывается недостаточным для оказания качественных услуг населению, поэтому префектуре следует более четко сконцентрироваться на оказании им адресной помощи. Интересным направлением их поддержки может стать осуществление в ЦАО мер по организации ярмарок, международных выставок, информационных порталов, посвященных работе окружных учреждений культуры и искусства. Это также будет способствовать дальнейшему росту туристской привлекательности Центрального административного округа.

Вовлечение населения округа в культурно-просветительскую работу может стать еще одним механизмом преумножения культурно-исторического багажа округа. Кроме того, культурное и историческое наследие может и должно стать консолидирующим, объединяющим "ядром" для различных сообществ центра. Актуальным становится поощрение таких возрождающихся видов социальной активности как общественное шефство над памятниками, окружное меценатство, популярное краеведение. Все это позволит наладить диалог с подрастающим поколением ЦАО и более плотно вовлечь его в социальный контекст и проблематику родного района, округа и города.

Актуальным аспектом деятельности префектуры представляется формирование устойчивой репутации ЦАО как культурного и исторического центра Москвы и России. Нехватка информации о культурных инициативах, проходящих в центре столицы, зачастую становится препятствием для оказания властями более полноценных услуг населению по удовлетворения нужд и потребностей в области культуры и искусства.