Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

Анализ ситуации

Одним из основных принципов обеспечения устойчивого развития центра Москвы является необходимость использования достигнутой динамики экономического роста и показателей социально-экономического развития для повышения не только уровня, но и качества жизни населения, включая, в первую очередь, комфортность и доступность жилья и социальной инфраструктуры, рост качества социальных услуг и социальной политики. При этом для центра Москвы данная задача должна органично сочетаться и дополняться необходимостью повышения комфортности жизни в округе ?дневного? населения и деятельности всех сообществ ЦАО.

Показатели обеспеченности современным жильем, качества жилищно-коммунальной инфраструктуры, роста рождаемости и продолжительности жизни, здоровья населения, уровня удовлетворенности населения динамикой объективных показателей уровня жизни, состоянием системы социальной защиты и бытового обслуживания являются ключевыми индикаторами оценки жителями округа эффективности работы территориальной системы власти и управления. Наряду с этим, как для постоянного, так и для "дневного" населения округа в равной степени значимы и иные показатели качества жизни и развития округа, в частности, качество и доступность образовательной, социальной, потребительской и культурно-досуговой инфраструктуры ЦАО.

Именно эти показатели в решающей степени предопределяют возможности воспроизводства главного в современных условиях ресурса социально-экономического развития - человеческого, интеллектуального и творческого потенциала. Социальный и человеческий капитал, существующий в ЦАО, становится конкурентным преимуществом перспективного развития округа.

В обеспечении указанного стратегического приоритета развития центра Москвы, у ЦАО имеются и очевидные серьезные возможности, и целый ряд трудностей, часть из которых типична для города в целом, а часть - носит специфический характер и требует особого внимания городской и окружной системы власти.

Центр Москвы, несмотря на многочисленные примеры мировой практики развития центров столичных городов, не повторил их негативный опыт и не превратился в безлюдную пустыню, мертвое офисно-деловое пространство. Культурно-исторический центр столицы сохраняет колорит и традиции повседневной жизни. Одновременно осуществляется обновление жилищной инфраструктуры, строительство нового современного жилья. В округе завершена реализация программы реконструкции домов первого периода индустриального домостроения, проводится масштабная реконструкция ветхого и аварийного жилищного фонда.

В последние годы удалось качественно изменить ситуацию с имевшим место, в том числе из-за ранее произошедшего перепрофилирования объектов, дефицитом магазинов и предприятий бытового обслуживания. Успешно развивается сеть магазинов шаговой доступности, а также социальных магазинов.

Одновременно необходим дальнейший контроль ситуации в этой сфере и целенаправленные усилия по расширению сети потребительского рынка в целях обеспечения большего уровня ее ценовой и пешеходной доступности для жителей центра и других сообществ ЦАО. Это тем более важно, что стоимость аренды земли и бизнес-услуг в центре, как правило, предопределяет нерентабельность социально ориентированного предпринимательства (товары и услуги для малообеспеченных групп граждан), то есть будет и дальше требовать решающей роли именно органов государственной власти и управления в решении данного круга вопросов.

Дополнительно необходимо учитывать, что существенными являются задачи реализации социальных функций и приоритетов обеспечения интересов постоянного населения округа в процессе предстоящего перепрофилирования многих объектов игорной индустрии в связи с их закрытием и планируемой полной ликвидацией их деятельности на территории Москвы.

В центре Москвы особо остро звучат и проявляются проблемы реконструкции, реновации и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, а соответственно - и критериев допустимости точечного строительства. В силу ограниченности территориальных ресурсов, необходимости сохранения исторической застройки, включая и уникальную традиционную московскую структуру внутриквартальных дворовых пространств, для центра столицы особую актуальность, но в то же время и свою специфику, имеют многие городские приоритеты градостроительной политики. В частности те из них, которые связаны с переходом к принципам комплексной реконструкции жилых кварталов и нового жилищного строительства, максимальным сокращением и исключением точечной уплотнительной застройки внутри жилых кварталов. Необходимость особого внимания к решению этих задач, в том числе с использованием уже существующего опыта реновации кварталов районов Таганского и Замоскворечье, тем более возрастает из-за специфических условий и крайне высоких именно в ЦАО потребностей во взаимосвязанном развитии жилой застройки с соответствующей ей модернизацией устаревшей инженерной, энергетической и социальной инфраструктуры.

Тем более что в ближайшие годы сложность и, одновременно, острая необходимость решения всего указанного комплекса задач будет только возрастать в связи с проведением приоритетной для города реформы жилищно-коммунального хозяйства, изменением принципов управления жилищным фондом, необходимостью, в этой связи, существенной активизации в реализации комплексной городской программы капитального ремонта.

Для центра города, в силу ограниченности возможностей нового строительства, имеют особую значимость и вопросы возвращения в городскую собственность и использования по назначению ведомственных объектов социальной инфраструктуры, в частности, детских садов. Аналогичным образом звучат вопросы реконструкции и реновации школ старой постройки и зданий профтехучилищ с целью повышения уровня безопасности их эксплуатации, модернизации технических характеристик образовательного процесса, увеличения количества учебных мест и расширения полезных площадей.

Необходимость особого внимания к модернизации и развитию образовательной инфраструктуры центра Москвы определяется также тем, что в ЦАО особенно высока доля уникальных и специализированных средних и высших учебных заведений (в частности, музыкальных, художественных, иных специальных учебных заведений), которые выполняют и общегородские, и общегосударственные задачи. Эти же обстоятельства диктуют необходимость наращивания оснащенности и глубины реализации в центре молодежной политики, политики поддержки студенчества, а также молодых семей.

Именно для центра Москвы существенной и крайне важной является также задача поддержания высокого уровня и качества здравоохранения, что требует реконструкции и оснащения новым оборудованием большого количества давно построенных и объективно устаревающих больниц и поликлиник.

Не менее значимыми являются вопросы ограниченных возможностей развития инфраструктуры физкультуры и спорта, здорового образа жизни, при необходимости обеспечения ее общедоступности. Это требует особых усилий по сохранению и модернизации существующих объектов спортивной инфраструктуры, а также расширению возможностей для занятий физкультурой и спортом непосредственно по месту жительства, на придомовой территории, а также строительство специализированного физкультурно-оздоровительного комплекса для организации физкультурно-оздоровительной работы со всеми категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наконец, ключевое значение и свою специфику имеют также и вопросы обеспечения в центре Москвы городской социальной политики. Доля пенсионеров в структуре населения в центре Москвы является достаточно существенной и может иметь в будущем тенденцию к росту. Это предопределяет необходимость дальнейшего повышения уровня и качества программ социальной поддержки населения, пенсионеров, ветеранов, а также и иных категорий малообеспеченных или социально незащищенных групп населения.

Одновременно в центре Москвы более остро могут проявляться системные, в том числе общегосударственные, проблемы социальной политики, что связано со спецификой столицы и ее центра как узла притяжения населения со всей страны. В частности, для ЦАО, в том числе в связи с концентрацией на его территории транспортной железнодорожной инфраструктуры и метро, повышенное значение имеют вопросы регулирования ситуации с лицами без определенного места жительства, а также с детской беспризорностью и безнадзорностью.