Целью Концепции по направлению "Путь к экологическому равновесию" является оптимальное сочетание стабилизации экологической обстановки в округе и достижения высоких экологических стандартов жизни граждан с соблюдением принципов комплексного развития ЦАО, совершенствованием, но не блокированием, в соответствии с экологическими приоритетами, не менее важных административных, деловых, инфраструктурных и культурно-туристских функций центра столицы.
Для достижения поставленной цели и поддержания оптимального состояния природных территорий ЦАО потребуется решение широкого перечня вопросов, включающего внедрение прогрессивных природо- и энергосберегающих технологий, использование современных методов контроля над экологической обстановкой, повышение мотивации жителей округа на более активное участие в заботе об окружающей среде. Повышение уровня экологической защищенности центра Москвы имеет системный характер и предполагает интенсивное сотрудничество с другими административными округами Москвы, органами городской власти, местного самоуправления, а также деловым сообществом.
Эффективное управление экологической обстановкой в ЦАО должно сочетаться с дальнейшим совершенствованием законодательной базы на городском уровне и осуществляться в рамках разрабатывающихся законодательных норм, а также программ и схем (Генплана Москвы и его актуализации, в том числе в системе градостроительных планов округа и районов, Градостроительного кодекса Москвы, Генеральной схемы озеленения Москвы, схем рекреационного использования территорий города, комплексной реабилитации прибрежных территорий и т.п.). Кроме того, вследствие ограниченности территории ЦАО, градостроительные и инфраструктурные проекты, реализуемые в округе, также должны быть скоординированы с приоритетами сохранения экологически благоприятных условий жизни в центре.
Основными задачами и ключевыми программными мероприятиями по направлению "Путь к экологическому равновесию" в рамках Концепции являются:
2.1. Комплексная реабилитация промышленных и производственных территорий и развитие экологических стандартов в реализации транспортной стратегии, формирование в ЦАО экологичной производственной и транспортной инфраструктуры, соответствующей специфике и задачам округа в жизнедеятельности города, что предполагает:
2.1.1. Вывод и экологическую реабилитацию промышленных зон, в соответствии с приоритетами экономического и инфраструктурного освоения территории центра (жилищная застройка, социальная инфраструктура, транспортная и парковочная инфраструктура), но при ужесточении нормативов рекреационного и природоохранного использования перепрофилируемых территорий производственного и промышленного назначения;
2.1.2. Поощрение внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий на производствах через систему льгот и преференций, а также через систему городского заказа;
2.1.3. Повышение качества контроля за деятельностью промышленных предприятий и разработка более жестких и последовательных санкций за грубое нарушение экологического режима, включая вопросы технологий утилизации твердых отходов и сброса жидких отходов в реки и канализационные системы;
2.1.4. Развитие экологических принципов строительной деятельности, включая нормы организации работ на строительных площадках, шумового режима, производства земляных работ, необходимость введения для округа повышенных норм компенсационного озеленения и восстановления озелененной территории при сносе ветхих строений;
2.1.5. Решение во взаимосвязи с реализацией новой транспортной стратегии, с целью снижения экологической нагрузки транспортных потоков, вопросов ограничения въезда в центр транспорта, не удовлетворяющего экологическим нормам, освоения подземного пространства, расширения зон бессветофорного движения, а также дополнительного озеленения и обеспечения шумовой защиты транспортных развязок, магистралей в границах красных линий;
2.2. Создание системы мер профилактики и снижения потенциала неблагоприятного воздействия и загрязнения окружающей среды, включая развитие мониторинга экологической ситуации, что предполагает:
2.2.1. Организацию комплексного экологического мониторинга природной среды ЦАО, включающего анализ состояния почвы, воздуха, воды, электромагнитного излучения, уровня шума, а также проведение анализа территории округа для выявления и составления реестра зон, подлежащих реновации и экологической реабилитации (?ничейные? территории, магистрали, санитарно-защитные зоны, территории транспортных предприятий, складских помещений, промышленные зоны и зоны отчуждения железных дорог).
2.2.2. Проведение детального геофизического обследования округа с целью выявления мест, потенциально опасных с точки зрения просадок грунта, подтоплений городских объектов и т. д. Первоочередной реализации защитных мероприятий, направленных на снижение риска проявления неблагоприятных геологических процессов, в наибольшей мере требуют районы Арбат и Замоскворечье.
2.2.3. Наращивание мощностей по сортировке и переработке бытовых и промышленных отходов, а также очистке стоков, совершенствование технологий утилизации и вывоза твердых бытовых отходов, включая развитие системы раздельного сбора мусора, использование компакторов отходов, а также проработку вопросов перспективного использования отходов в энергогенерации;
2.2.4. Совершенствование технологий уборки территорий (включая развитие системы ограничений по применению химических реагентов), модернизацию материально-технической базы коммунальных служб, а также повышение ответственности организаций за соблюдение сроков и качества работ на предмет соответствия экологическим стандартам;
2.2.5. Внедрение "эко-знака" для АЗС на основе принципов добровольной сертификации станций с последующим переходом к системе разрешенной эксплуатации на территории ЦАО только тех АЗС, которые прошли такую сертификацию, а также проработку возможности проведения эксперимента по внедрению в ЦАО общественного транспорта на альтернативных видах биотоплива с перспективой дальнейшего распространения опыта по городу в целом;
2.2.6. Создание дополнительной социальной инфраструктуры, ориентированной на обеспечение природоохранных задач, повышение экологического комфорта повседневной жизни, создание для граждан возможностей реализовывать свои потребности, не нарушая требований экологии (система площадок для выгула животных, развитие зон технического обслуживания автомобилей и т.д.);
2.2.7. Развитие "визуальной экологии" в ЦАО, реализацию комплексного подхода к визуальному восприятию отдельных улиц и кварталов, включая колористическое решение фасадов зданий, оптимизацию размещения городской информации и рекламы.
2.3. Повышение эффективности программ и организации работ по экологическому благоустройству центра, включая рационализацию использования окружного пространства в природоохранных целях, что предполагает:
2.3.1. Благоустройство парковых зон, бульваров и скверов, реконструкцию и реставрацию территорий памятников садово-паркового искусства с обеспечением их природоохранных функций и изучением возможностей соответствующих природоохранным требованиям и требованиям охраны памятников дополнительного озеленения и рекреационных функций;
2.3.2. Развитие инновационных форм и методов озеленения и цветочного оформления (вертикальное, крышное, контейнерное) территорий с привлечением инвесторов к программам озеленения и созданию в центре города рекреационных зон, построенных в соответствии с требованиями экологии. В наибольшей степени реализации таких мефортности жизни в округе "дневного" населения и деятельности всех кий, где обеспеченность зелеными насаждениями всех категорий должна быть увеличена до средних значений (от 10 до 30 кв.м на человека);
2.3.3. Расширение пространства и обеспечение непрерывности пешеходных зон центра, развитие системы пешеходных маршрутов "Золотое кольцо Москвы", с обеспечением дополнительного озеленения и рекреационных функций пешеходных зон;
2.3.4. Проработку возможности реализации на территории ЦАО пилотных проектов создания безбарьерной и непрерывной сети велосипедных маршрутов (преимущественно в пространстве пешеходных зон) и системы аренды велосипедов;
2.3.5. Развитие принципов рекреационного и природоохранного использования придомовых территорий, развитие соответствующих принципов реализации программ озеленения, программы "Мой двор, мой подъезд", создания детских и спортивно-физкультурных объектов, разгрузки парковочных внутриквартальных и придомовых пространств, но при недопущении "закрытия", огораживания заборами дворовых пространств для всех, кроме жителей этих домов;
2.3.6. Реализацию на территории ЦАО пилотных проектов разработки природоохранных стандартов и минимальных норм озеленения придомовых территорий с последующим внедрением соответствующих типовых проектов развития дворовых территорий, жилых и офисных кварталов, включая приоритетное внедрение данных подходов при реализации новых крупных градостроительных проектов на территории округа ("Золотой остров", "Большой Сити" и т.д.).
2.4. Разработка и реализация концепции комплексного развития, включая вопросы природоохранного и рекреационного использования, рек центра (Москва-река, Яуза) и иных водоемов, что предполагает:
2.4.1. Развитие межокружного сотрудничества в обеспечении задач экологической реабилитации и очистки акватории Москвы-реки, Яузы и других водных объектов города;
2.4.2. Решение вопросов инвентаризации и ликвидации офисной и хозяйственной деятельности на набережных и дебаркадерах;
2.4.3. Создание новых рекреационных зон в прибрежной зоне с учетом общегородских схем рекреационного использования территорий города и комплексной реабилитации прибрежных территорий в рамках их конкретизации и детализации;