Проблемы ухудшения качества окружающей среды, экологического комфорта жизни и, как следствие, физического и психологического здоровья населения, являются объективными и системными вызовами для развития любого крупного мегаполиса.
Наблюдаемые тенденции развития экологической ситуации в Москве, также как и результаты социологических исследований, демонстрирующие резкий рост значимости экологии города в сознании населения, показывают, что столица за последние 10-15 лет приобрела в данной сфере все основные проблемные черты крупнейших городов современного мира.
Восстановление, сохранение и поддержание оптимального состояния окружающей среды становится стратегическим приоритетом управления ЦАО, учитывая возможное возникновение из-за проблем с экологической обстановкой целого спектра существенных ограничений для развития Москвы в целом и ее центра в частности. К числу таких ограничений, в первую очередь, следует отнести потенциальные угрозы падения качества жизни в округе, критическое сокращение ресурсов экологического воспроизводства, ухудшение здоровья населения и, прежде всего, детей.
При этом задача улучшения экологической ситуации в центре выходит за рамки деятельности только природоохранных ведомств или, например, служб озеленения, носит не отраслевой, а комплексный характер. Плохая экологическая ситуация в центре Москвы связана с особенностями функциональной организации жизни в городе, прежде всего, с движением транспорта. Сегодня автомобильные выхлопы дают более 80% всех загрязнений в ЦАО, транспортные проблемы также создают экологический и психологический дискомфорт, связанный с повышенным уровнем шума, формированием неестественных загрязнений (применение реагентов для поддержания нормальных эксплуатационных характеристик дорог в зимний период), снижением качества и возможностей естественного воспроизводства окружающей среды.
Как уже отмечалось, данная ситуация четко осознается общественным мнением: для москвичей в целом и жителей центра в частности проблемы транспортной перегруженности и неблагоприятной экологической обстановки воспринимаются как взаимосвязанные и требующие комплексного решения.
Значимость другого важнейшего фактора напряженности экологической обстановки, имевшего существенное влияние в советский период и связанного с промышленным производством в черте города, в том числе и московского центра, в настоящее время снизилась. Это связано как с объективными тенденциями модернизации структуры экономики Москвы, так и с политикой выноса вредных и техногенно опасных производств за пределы округа и города.
В то же время, недостаточная продуманность принципов перепрофилирования промзон, недостаточное внимание к вопросам экологической реабилитации этих территорий и необходимости предусматривать их рекреационные и природоохранные функции, зачастую могут вести к уплотнительной застройке, созданию дополнительной транспортной и экологической нагрузки на территорию.
Недостаточная ориентация бизнес-сообщества на заботу об окружающей среде также способствует усложнению экологической обстановки. Недостаточное внимание к состоянию природных объектов приводит подчас к аварийным ситуациям, выражающимся в просадках грунта, нарушениях целостности инженерных коммуникаций, подтоплениях и т. д. В целом бизнес не всегда в достаточной степени мотивирован на соблюдение экологических принципов, что требует не только дальнейшего повышения качества осуществления экологического и природоохранного мониторинга, но и создания дополнительных экономических стимулов для внедрения и повышения экологических стандартов в производстве и экономической деятельности в целом.
Другими ключевыми факторами напряженности и ухудшения экологической обстановки являются увеличение нагрузки на окружающую среду в связи с ростом плотности населения в центре города, ограниченными возможностями создания и расширения природоохранных и рекреационных зон, недостаточной эффективностью городской системы сбора и утилизации бытовых отходов.
Территориальная "ограниченность" ЦАО, минимальные размеры резервных природоохранных территорий объективно не позволяют планировать создание в округе новых крупных природоохранных рекреационных зон, которые сегодня располагаются в основном по периметру мегаполиса.
Территории, занятые природными и озелененными объектами, составляют 1235,88 га или 18,7% площади всего ЦАО. В отдельных районах ЦAO отмечена различная обеспеченность зелеными насаждениями всех категорий. Максимальный показатель - более 50 кв.м/чел. характерен для района Якиманка; высокий (30-50 кв.м/чел.) - для района Хамовники. Для: Пресненского, Мещанского и Басманного районов обеспеченность зелеными насаждениями имеет среднее значение (10-30 кв.м/чел.). В районах Арбат, Тверской, Красносельский, Таганский и Замоскворечье рассматриваемый экологический показатель низкий менее 10 кв.м/чел.
Общая площадь зеленых насаждений в ЦАО не сокращается и даже имеет тенденцию к некоторому увеличению (с 216,8 га в 2004 году до 223,5 га в 2006 году) за счет целенаправленной городской и окружной политики озеленения. При этом, однако, соотношение площади зеленых насаждений и улично-дорожной сети, превышающее для ЦАО 1 к 4 (223,5 га зеленых насаждений и 938,3 га дорог и проездов в 2006 году) нельзя считать в достаточной степени обеспечивающим экологическое равновесие.
Поэтому для центра города определяющее и критически большое значение имеет ускоренное развитие принципов рекреационного использования озелененных территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, на придомовой территории, а также недопустимость их сокращения. При этом также крайне важно не допустить "закрытия", огораживания заборами дворовых территорий (в том числе расположенных на них объектов озеленения) для всех, кроме жителей этих домов, поскольку это ведет к разрушению инфраструктуры единых общественных пространств округа, разрыву традиционной ткани жизни города и его исторического центра.
Соответствующие принципы и приоритеты должны стать одними из главных на среднесрочную перспективу в реализации на территории округа таких городских программ, как, например, "Мой двор, мой подъезд" и программа реформирования управления жилищным фондом.
Одновременно спецификой столицы, в отличие от многих других крупных мегаполисов мира, является наличие в центре Москвы ряда крупных и имеющих общегородское значение территорий природного комплекса, которые обладают высокой историко-культурной значимостью. К ним, прежде всего, относятся Бульварное кольцо, территории памятников садово-паркового искусства (усадьба Студенец, сад "Эрмитаж", Нескучный сад, парк "Патриаршие пруды", усадьба Л.Толстого в Хамовниках и т.д.), включая также парки культуры и отдыха (ЦПКиО им.М.Горького, ГПКиО "Таганский" и т.д). В целом в настоящее время на территории ЦАО площадь парков и садов общего пользования составляет 915,8 тысяч кв.м. Сохранение и увеличение природоохранного и рекреационного потенциала этих территорий, их средозащитных, средоформирующих и культурных функций для города в целом является системной и стратегической задачей развития ЦАО.
Аналогичным образом, существенное общегородское значение имеют и вопросы природоохранного развития набережных Москвы-реки и Яузы, а также в целом необходимости поддержания экологического баланса водоемов, расположенных в центре, включая малые реки (р.Пресня, р.Неглинка), ручьи и т.п. В целом площадь водоохранных зон в ЦАО составляет 16% от территории округа.
Общегородской статус данной проблемы предопределен также и тем, что источники загрязнения водной среды могут располагаться как на территории округа (например, установленные с нарушениями дебаркадеры), так и вне его, выше по течению рек. Следует также учитывать, что предусмотренное Концепцией повышение эффективности использования транспортного потенциала рек Москвы должно происходить при безусловном одновременном соблюдении и даже ужесточении экологических стандартов их эксплуатации.
В этой связи, ключевое значение, в частности, имеет обеспечение взаимосвязи приоритетных направлений Концепции с общегородской схемой комплексной реабилитации прибрежных территорий и программой комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных Москвы-реки, а также необходимостью развития аналогичных подходов в реабилитации иных рек и водоемов центра города.
Из-за недостатка свободных площадей в ЦАО необходимо также приоритетное и более масштабное применение на практике перспективных направлений в оформлении и "экологизации" городской среды вертикального, контейнерного и крышного озеленения и цветочного оформления. При этом данные принципы имеют особенно большое значение в развитии общественных пространств ЦАО, в частности пешеходных и туристских зон в центре города.
Все возрастающее значение играет, наконец, и невысокое качество экологической культуры в обществе, повышение которого происходит крайне медленно и во все меньшей степени соответствует уровню и количеству обостряющихся проблем экологии столицы. В ЦАО, где концентрация "дневного" населения достигает предельного значения, отсутствие гражданской заботы о сохранности экологических систем, в т.ч. на бытовом уровне, приводит к массовому загрязнению наиболее экономически и социально значимых территорий: популярных мест отдыха, торгово-развлекательных зон, территорий административных комплексов. Причем наибольшим образом от этого страдают представители сообществ, находящихся в округе в течение длительных промежутков времени. Таким образом, возникает почва для возникновения в ЦАО социальных конфликтов.
Стратегическая экологическая уязвимость округа ставит вопрос повышения приоритетности мер, направленных на решение возникающих экологических проблем. Округ обладает определенным потенциалом для преодоления экологических трудностей. Сокращается количество размещенных в центре вредных производств, реализуются инфраструктурные инициативы, снижающие транспортную нагрузку в центре города. Усиливается контроль над реализацией строительных проектов. Успешно реализуются программы озеленения территории, воспроизводства природных объектов. В то же время, в силу того, что экосистема столицы является единой, необходимо придание более комплексного характера политике города и префектуры ЦАО по данному направлению, ее координация с программами межокружного и городского уровня, что позволит создать новые возможности и новое качество действий в решении экологических проблем центра столицы.