Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

3. Исследование общественного мнения москвичей
о задачах и приоритетах в развитии Центрального
административного округа города Москвы
на 2008-2012 годы

Концепция подготовлена с учетом анализа основных итогов и тенденций развития округа, текущей ситуации и перспективных задач в развития ЦАО на основе изучения общественного мнения и запросов постоянного населения округа и москвичей в целом к системе органов власти и управления как городского, так и окружного уровней.

Отличительной особенностью осуществленных при подготовке Концепции аналитических исследований стали:

- сравнительное изучение общественного мнения как жителей ЦАО, так и "дневного" населения округа по вопросам его развития;

- анализ динамики общественного мнения москвичей с учетом как специально проведенных в рамках подготовки Концепции социологических исследований, так и ранее опубликованных результатов социологических опросов, затрагивающих отдельные вопросы развития округа за последние 7 лет;

- проведение экспертного опроса по приоритетным задачам и основным проблемам округа с представителями окружной и городской системы управления, отраслевыми экспертами и специалистами;

- мониторинг информационного поля городских и федеральных СМИ по вопросам развития ЦАО за 2000-2007 годы и сравнительный анализ динамики информационно-политической ситуации вокруг развития центра столицы с характеристиками общественного мнения москвичей.

Комплексное социологическое исследование, проведенное в рамках подготовки Концепции по заказу префектуры ЦАО, выявило значимую специфику ситуации и перспектив развития округа по целому ряду параметров.

Как показал опрос, основная масса "дневного" населения округа состоит в основном из москвичей, проживающих в других округах столицы и регулярно приезжающих в ЦАО работать, учиться, за покупками. Ежедневный и стабильный характер присутствия данной группы москвичей в центре города означает, что решение проблем, стоящих перед округом, требует обязательного учета их интересов при обеспечении их баланса с потребностями постоянного населения округа.

При этом обеспечение такого комплексного и взаимного учета интересов различных групп москвичей представляется не только вполне возможным, но и, безусловно, приоритетным, исходя из того что, по данным исследования, существенного и кардинального различия между проблемами, выделяемым и "дневным" населением округа, не отмечается.

Это позволяет говорить о стабильной и растущей взаимной интеграции горожан из различных округов столицы, существовании общемосковской идентичности граждан и восприятии развития центра города как общегородской задачи и ценности. Это, безусловно, является позитивным фактором, который способен существенно повысить качество работы округа по обеспечению интересов общегородского развития, а также по взаимосвязанному предоставлению услуг различным группам населения.

Первое место по остроте и актуальности в восприятии как жителей округа, так и "дневного" населения, разделили две проблемы, которые были выделены практически одинаковым количеством респондентов экологическая ситуация и транспортная проблема. Москвичи особенно выделили такие аспекты экологической проблемы, как недостаточное озеленение округа и загазованность от автомобилей. В транспортной проблеме особенно были выделены такие аспекты, как автомобильные пробки, перегруженность дорог автомобилями и проблемы общественного транспорта. Эти две проблемы в сознании жителей сливаются в одну и идут в связке. Эту "двуликую" проблему можно сформулировать следующим образом: "перегруженность округа автомобилями наносит ущерб экологической ситуации".

Такое восприятие москвичами наиболее острых проблем развития центра столицы требует инновационного подхода в их решении, обязательного применения соответствующих комплексных, межотраслевых, программно-целевых методов.

На втором месте стоит проблема парковки автомобилей, гаражей. Особенно респондентами была выделена проблема парковки. Вопрос о гаражах был поднят незначительной долей респондентов. При этом очевидно, что данный вопрос объективно примыкает, управленчески и организационно соотносится с общими задачами решения проблемы транспортной перегруженности центра. Таким образом, данное обстоятельство позволяет определить комплексное развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры как ключевой приоритет в развитии округа, учитывая также его доминирующее влияние на экологическую ситуацию и рассмотрение в качестве главного фактора нормализации экологической обстановки.

Проблематика потребительского рынка остается для жителей ЦАО одной из ведущих. Респондентами были особенно выделены такие аспекты, как нехватка магазинов эконом-класса и дефицит продовольственных и промтоварных магазинов в целом.

На четвертом месте оказались проблемы благоустройства округа. Среди аспектов, отмеченных респондентами в вопросах благоустройства, можно выделить нехватку детских площадок, вопрос благоустройства дворов, нехватка урн и мусорных баков, нехватка площадок для выгула собак.

Улучшение общественно-политической ситуации в стране в целом, очевидно, позитивно сказалось на оценке жителями ситуации в сфере безопасности. Собственно респонденты отметили в основном лишь один аспект, который их волнует - большое количество бомжей в округе. Исследование показало, что проблемы личной безопасности в округе являются для граждан важными, но не воспринимаются по сравнению с концом 1990-х и началом 2000-х годов как первоочередные.

Существенное значение для москвичей представляют вопросы развития ЖКХ округа. При этом в рамках данной темы существуют значимые отличия между восприятием постоянного и "дневного" населения. Так, такие аспекты, как уборка дворов и улиц и низкое качество дорог, существенно больше волнует "дневное" население. Собственно же проблемы качества коммунальных услуг, а также ремонта жилья и инженерной инфраструктуры являются первоочередными для жителей ЦАО.

Менее актуальны, по мнению респондентов, такие проблемы, как сохранение исторического облика города, межнациональные отношения и миграция, а также проблемы, связанные со строительством. Вопросы досуга, здравоохранения, спорта, вопросы, возникающие по поводу отселения жителей из ЦАО в другие округа города Москвы, вопросы социальной политики, а также проблема нехватки детских дошкольных учреждений были выделены наименьшей долей респондентов (менее 2%).

Важно подчеркнуть, что в восприятии общественного мнения москвичей проблемы строительства в ЦАО находятся только на 11 месте по актуальности. Хотя для постоянного населения эти вопросы вполне естественно выглядят несколько более актуально, чем для "дневного" населения округа, даже в этой группе постоянных жителей округа они находятся только на 8 месте по остроте и значимости, несмотря на постоянный и периодически усиливающийся в политическом контексте резонанс в СМИ.

Данный результат социологических исследований подчеркивает как необходимость более регулярного и тщательного изучения общественного мнения населения по проблемам развития города и округа, так и необходимость повышения качества обратной связи с москвичами, качества информационной политики городских и окружных органов государственной власти и, в целом, необходимость деполитизации информационного поля по вопросам городского социально-экономического и общественно-политического развития.

В целом, жители округа несколько более "дневного" населения обеспокоены такими проблемами, как вопросы потребительского рынка (особенно выделяется нехватка магазинов эконом-класса), благоустройство округа (особенно выделяются нехватка детских площадок и площадок для выгула собак, а также благоустройство дворов), ветхий жилой фонд, вопросы, связанные со строительством (точечная застройка, строительные конфликты), досугом (нехватка детских досуговых учреждений), вопросами здравоохранения (уровень медицинского обслуживания в поликлиниках) и спортивных сооружений (нехватка спортивных площадок, крытых спортивных сооружений местного уровня - бассейнов, катков, спортзалов).

"Дневное" население несколько чаще отмечает транспортные проблемы (автомобильные пробки, проблемы общественного транспорта), проблемы экологии, проблемы уличного хозяйства (уборка улиц и дворов, плохое качество дорог), а также проблемы межнациональных отношений и миграции (обилие мигрантов).

Исследование выявило и оценку населением итогов и перспектив развития округа по различным направлениям, а также оценку действий власти в соответствующих областях. По мнению москвичей, наиболее благоприятная ситуация в ЦАО сложилась по следующим направлениям: обеспеченность поликлиниками, содержание жилого фонда и дворовых территорий, личная безопасность граждан, состояние межнациональных взаимоотношений, работа общественного транспорта и сохранение исторических и архитектурных памятников.

Результаты опроса демонстрируют восприятие успешности работы городских и окружных властей по таким направлениям, как ЖКХ, расселение аварийного и ветхого жилья, социальная и молодежная политика, работа общественного транспорта и т.д. По этим и ряду других направлений, деятельность префектуры ЦАО и Правительства Москвы, очевидно, наиболее удовлетворяет жителей и приезжих в центр столицы.

В свою очередь, наиболее неблагоприятной, как по динамике развития ситуации, так и по качеству действий власти, в восприятии москвичей оказывается ситуация с транспортной перегруженностью, строительством дорог, обеспеченностью ЦАО парковками для автомобилей, гаражами и с экологической ситуации в округе. При этом существенных различий в оценке этих направлений между жителями округа и "дневным" населением не выявлено.

Изучение динамики общественного мнения москвичей о проблемах ЦАО позволяет еще более четко зафиксировать эти тенденции. По заказу префектуры Центрального административного округа города Москвы в 2005-2007 годах были проведены социологические исследования, в которых рассматривались такие аспекты как, во-первых, проблемы округа в целом и, во-вторых, проблемы, на которых власть должна сосредоточить свою работу в первую очередь. По результатам исследований, проведенных в 2005 и 2006 годах, видны существенные различия между выделяемыми населением проблемами округа и теми проблемами округа, на которых власть должна сосредоточить свою работу в первую очередь.

Так, транспортные и экологические проблемы выделялись как наиболее острые проблемы округа в целом, но они не попали в перечень наиболее острых проблем, которые власть должна решать в первую очередь. Запрос населения органам государственной власти в начале и середине 2000-х годов был связан с необходимостью решения таких проблем, как недостаточное количество детских садов и школ, помощь малоимущим, пенсионерам и инвалидам, недостаточное количество социальных и недорогих продовольственных магазинов. Однако в настоящее время ситуация изменилась, и в начало перечня первоочередных проблем, требующих решения властями, уже перешли именно экология, транспортные проблемы, парковки и гаражи.

Анализ динамики общественного мнения отражает тот факт, что из года в год транспортные проблемы (автомобильные пробки, перегруженность города автомобилями), дефицит парковочных мест и проблемы экологии (загрязненность воздуха, недостаточное озеленение) воспринимаются москвичами все более остро. В итоге, по результатам последнего опроса, как жители округа, так и "дневное" население округа, считают эти проблемы наиболее актуальными. Более того, жители округа и москвичи в целом пессимистично настроены в отношении перспектив решения данных проблем в ближайшем будущем - опрошенные в целом считают, что ситуация только ухудшится.

Аналогичные выводы, а также некоторые дополнительные оценки позволяет сделать и анализ информационного поля городских и федеральных СМИ по вопросам развития ЦАО за 2000-2007 годы.