Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

2. Специфика  Центрального административного округа
города Москвы и связанные с ней особенности Концепции

ЦАО представляет собой сложнейший и по многим параметрам уникальный объект административного управления территорией, требующий системного подхода к решению многочисленных задач не только окружного, но и общегородского развития.

ЦАО является самым маленьким по площади (66 кв.км или 6% территории Москвы) и по численности жителей (имеется в виду постоянное население в количестве 700 тыс.чел.) округом Москвы, но одновременно является сосредоточием политической, экономической и социальной жизни Москвы и России. Преимущественно именно ЦАО обеспечивает реализацию столичных функций Москвы, на его территории расположены основные федеральные учреждения и органы власти.

Роль ЦАО как политического центра также проявляется в том, что на его территории проходит до 80% всех общественно-политических мероприятий, проводимых в столице.

Центр Москвы является сердцевиной национальной транспортной инфраструктуры и самой значимой транзитной зоной, крупнейшим по международным меркам транспортно-логистическим узлом. Здесь расположено 7 из 9 московских железнодорожных вокзалов, системы сопряжения авиационного и иных видов транспорта, точки отсчета и зоны взаимосвязи системы федеральных автодорог, основные пересадочные узлы метрополитена.

При этом ЦАО выполняет функции основного делового и бизнес-центра столицы и несет нагрузку центра экономического развития и финансовой деятельности общенационального уровня. Это проявляется как в концентрации в центре Москвы бизнес-активности и офисов бизнес-структур, так и в структуре рынка труда города. На территории ЦАО расположено 39,5% предприятий и организаций Москвы, где работает 27% от общего числа занятых в городе (по данным ПФР в округе располагается 2,5 млн. рабочих мест). В сфере обслуживания в ЦАО сосредоточено до 60% всех мест приложения труда, а для сферы административного и делового управления - до 85%. В центре Москвы зарегистрирована и основная масса общественных и некоммерческих организаций общегородского и федерального значения, куда также обращаются москвичи и граждане России.

ЦАО играет особую роль и в развитии социальной инфраструктуры столицы. Здесь обучается 40% московского студенчества. В школы центра города, особенно в специализирующиеся на углубленном изучении иностранных языков, до 30% учеников приезжают из других районов. В музыкальных и художественных школах - больше половины.

Аналогичным образом ЦАО концентрирует старейшие специализированные научно-медицинские центры общегородского и национального значения, включая НИИ скорой помощи им.Н.В.Склифосовского, НИИ нейрохирургии им.академика Н.Н.Бурденко, Институт хирургии им.А.В.Вишневского, МНИИ глазных болезней им.Гельмгольца.

В центре сосредоточено более половины всех предприятий торговой и культурно-досуговой инфраструктуры, включая крупнейшие и важнейшие городские общественные пространства, зоны отдыха и спортивные объекты общенационального значения, такие как, например, Красная площадь, Манежная площадь, Театральная площадь, ЦПКиО им.М.Горького, спортивные комплексы "Лужники", "Олимпийский".

Округ соответствует исторической части города и с позиций культурного наследия во многом ассоциируется с Москвой. В ЦАО расположены 67 из 93 московских театров, 41 из 61 музеев, сосредоточены основные культурно-исторические объекты и памятники, идентифицируемые гражданами страны и мировой общественностью с российской столицей, что, в свою очередь, предопределяет статус ЦАО как крупнейшего центра и внутреннего, и въездного туризма.

Указанные функциональные и инфраструктурные особенности ЦАО предопределяют ситуацию, при которой "дневное" население центра Москвы превышает 3 миллиона человек (по данным ПФР дополнительно к этому 2,1 млн.чел. ежедневно ездят через центр), включая собственно постоянное население округа, население других районов Москвы и Подмосковья, ежедневно или периодически приезжающее в центр на работу или в культурно-развлекательных целях. Кроме того, "дневное" население округа традиционно представлено также российскими и иностранными туристами, предпринимателями из других регионов страны, а также из зарубежных стран, федеральными служащими.

Префектура ЦАО как территориальный орган исполнительной власти города в пределах установленных полномочий в первоочередном порядке осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг и обеспечению благоприятных условий жизни для постоянного населения округа. Одновременно обслуживание "дневного" населения центра Москвы является важнейшей функцией общегородского значения, которую в повседневном режиме обеспечивают окружные структуры и инфраструктура ЦАО. Это означает, что любые проблемы или объективные ограничители, проявляющиеся в развитии округа или в повседневном функционировании окружных систем, отражаются на всех москвичах, работе городской системы управления, а также на жизнедеятельности и обеспечении всех иных административных округов города Москвы.

Поскольку территория ЦАО является местом концентрации экономической, технической, общественно-политической и социальной инфраструктуры, узлом всех управленческих сетей городского и федерального уровня, обеспечение комплексной безопасности и бесперебойности в функционировании центра Москвы являются безусловным управленческим требованием для ЦАО. Дополнительную сложность решению этой задачи придает то, что в центре города крайне незначительны территориальные резервы развития, а также существуют жесткие культурно-исторические, градостроительные, природоохранные, инженерные и иные ограничители функционального использования территории. При этом перспективы развития ЦАО принципиально зависят от крупных проектов федерального и городского уровня, которые в перспективе ближайших лет способны изменить функциональное зонирование территории ЦАО, структуру транспортных потоков и инфраструктурной нагрузки, а также иные условия развития округа. К таковым относятся, например, реализация проекта "Золотой Остров", завершение строительства ММДЦ "Москва-Сити", строительство нового федерального Парламентского центра.

Центр города относится также к категории общих ценностей, его историческая среда играет важнейшую роль в полноценной социализации современных и будущих поколений москвичей и всех граждан России, в формировании общемосковской идентичности - важнейшего солидаризующего фактора, объединяющего общество и способствующего минимизации социальных конфликтов. Качество жизни в Москве и устойчивое развитие требуют продвижения идей ценности территории центра столицы как общего достояния и повышения для этого эффективности использования в общегородских целях пространства и ресурсов ЦАО. Достижение баланса интересов всех групп постоянного и "дневного" населения округа, учитывая, что территория центра Москвы является общим достоянием, становится одной из главных задач власти.

Указанные факторы формируют структуру особой и повышенной ответственности префектуры ЦАО как территориального органа управления за обеспечение повседневной жизнедеятельности и устойчивого развития города в целом. ЦАО не может развиваться изолировано от города, как некий обособленный организм, приоритетом которого является саморазвитие, рост благосостояния, уровня и качества жизни только постоянного населения. Главной функцией центра всегда было "собирание города" как единого целого и обеспечение его потребностей.

Одновременно специфика ЦАО создает дополнительные возможности и основания для реализации системы мер, направленных на повышение качества и внедрение новых принципов управления для решения на территории округа общегородских задач. Положение центра столицы как "узла" многих городских проблем означает необходимость видеть в приоритетной реализации на территории округа системы общегородских программ, также и ключ к их "развязыванию", снятию барьеров и ограничителей в развитии города в целом.

Подобный подход может быть реализован на основе сочетания принципа особой ответственности ЦАО за решение в интересах всего города вопросов повседневного обеспечения его жизнедеятельности с принципами взаимосвязанного делегирования функций и необходимых для их обеспечения полномочий префектуре ЦАО, а также солидарного содействия и дополнительной поддержки со стороны федеральных органов власти, Правительства Москвы и других административных округов города Москвы развитию Центрального административного округа столицы.

В этой связи, отдельные важнейшие приоритеты и принципы развития ЦАО должны, как правило, устанавливаться и закрепляться отдельными распорядительными актами Правительства Москвы (например, решение об ограничении офисного строительства в центре), а также специально конкретизироваться и уточняться в рамках принципиальных перспективных решений Правительства Москвы по модели городского развития (например, в рамках разрабатываемой Стратегии развития города до 2025 года).

Реализация территориальными органами власти ЦАО своих функций и полномочий должна эффективно сочетаться с приоритетностью реализации применительно к ЦАО ряда системных и комплексных общегородских задач, что определяет целесообразность разработки и принятия Правительством Москвы по ряду ключевых направлений, например, по вопросам развития транспортной системы, специальных комплексных межотраслевых программ действий.

Одновременно такая система должна сочетаться с возможностью осуществления именно на территории ЦАО "пилотных" (экспериментальных) проектов реализации ряда общегородских программ с целью опережающего реагирования и решения ключевых вопросов развития города, отработки управленческих технологий, организационных и финансовых механизмов последующей реализации аналогичных решений на уровне других округов города Москвы и города в целом.

Концепция является документом, призванным обозначить общие стратегические подходы к реализации подобного управленческого алгоритма и определить основные возможности продвижения с его помощью в перспективе ближайших пяти лет в решении ряда приоритетных задач городского и окружного развития.