Решение задачи снижения уровней шума и вибрации в городе Москве может развиваться по следующим трем сценариям: пессимистичный, оптимистичный, реалистичный. Каждый из вариантов зависит от выделяемых объемов финансирования на проведение в городе шумо- и виброзащитных мероприятий, от привлечения средств инвесторов и средств из федерального бюджета, а также в зависимости от готовности органов власти различного уровня при необходимости реорганизовать внутренний порядок работы (а в ряде случае и структуру) подведомственных организаций.
Вне зависимости от выбранного сценария, поэтапное решение задач, определенных настоящей Концепцией, позволит решить следующие проблемы, имеющие место в городе Москве, в части повышенного шумового и вибрационного воздействий:
- обеспечить соблюдение нормативов допустимого шумового и вибрационного воздействий от новых объектов на вновь проектируемых городских территориях (путем учета в проектах шумозащитных мероприятий необходимой эффективности);
- исключить сверхнормативное воздействие шума и вибрации на жилые территории от производства строительных работ;
- создать зоны акустического комфорта на особо охраняемых природных территориях города Москвы;
- обеспечить работу "горячих линий" по вопросам шумового и вибрационного воздействий и проведение регулярной работы по отработке жалоб на шум и вибрацию от различных источников.
Пессимистический сценарий развития ситуации:
В случае, если не будут привлечены федеральные бюджетные средства или средства инвесторов на решение задач, которые не могут быть решены (или нецелесообразно решать) только за счет средств бюджета города Москвы, а также в случае, если федеральные органы власти, уполномоченные применять санкции к нарушителям при выявлении случаев сверхнормативного шума от авиатранспорта, а также шума и вибрации от железнодорожного транспорта, не примут участия в решении задач, поставленных данной Концепцией, то в этой ситуации не будет решена проблема сверхнормативного шума от авиатранспорта для периферийных территорий города Москвы, так как решение этой задачи находится в компетенции Росаэронавигации и Роспотребнадзора федеральных органов власти.
Останется нерешенной проблема шумового и вибрационного воздействий от железнодорожного транспорта, так как финансирование мероприятий по снижению шума от данного источника целесообразно производить за счет владельца - ОАО "МЖД" либо путем долевого участия в финансировании бюджетных средств города Москвы и собственных средств ОАО "МЖД".
Таким образом, возможно будет решить только вопросы, связанные с обеспечением зон акустического благополучия на территориях ООПТ и исключить сверхнормативное воздействие от ночного строительства.
Реалистичный сценарий развития ситуации:
Реализация разработанных первоочередных мероприятий по снижению шума и вибрации на период 2007-2008 годы позволит достичь следующих основных результатов:
- исключение сверхнормативного шумового и вибрационного воздействий от новых проектируемых объектов при освоении новых территорий города либо при реконструкции существующих объектов на территории сложившейся застройки; при этом не будет решен вопрос для довольно значительной части городских территорий, где Генеральным планом развития не планируется проведение каких-либо реконструкционных работ (однако именно такие территории на сегодняшний день в наибольшей степени подвержены сверхнормативному шумовому и вибрационному воздействию);
- исключение сверхнормативного шумового воздействия от производства строительных работ в ночные часы;
- сохранение и развитие акустически благополучных территорий города и сохранение мест обитания животных, занесенных в Красную книгу города Москвы;
- исключение сверхнормативного воздействия от промышленных предприятий, которые не являются федеральными объектами, путем проведения инспекционного контроля по жалобам жителей;
- обеспечение доступности для населения информации по проблемам шума и о мерах, принимаемых в целях снижения шума.
Оптимистический сценарий развития ситуации:
В случае, если будет обеспечено долевое участие в финансировании шумозащитных мероприятий по снижению негативного воздействия шума от железнодорожного и авиатранспорта, то помимо решения задач, указанных в "реалистичном" сценарии, возможно обеспечить соблюдение нормативных уровней шума в квартирах жилых домов, прилегающих к железным дорогам, и испытывающих сверхнормативное воздействие от железнодорожного транспорта в 10 административных округах города Москвы (в настоящее время уже есть адресный перечень из 62 жилых домов в Центральном административном округе города Москвы, требующих шумозащиты).
Положительное решение вопроса о бюджетном финансировании внедрения шумопонижающих марок дорожного покрытия, а также модернизации парка строительной техники, инженерного оборудования зданий позволит решить следующие задачи:
- снизить шум от автотрасс на 3-4 дБА за счет внедрения шумопонижающих дорожных покрытий;
- снизить шумовые характеристики транспортных потоков и обеспечить снижение шумового и вибрационного воздействия на жилые территории от строительной техники (не только в ночное, но и в дневное время) путем использования типов строительной техники и общественного транспорта, имеющих более низкие шумовые характеристики, а также путем стимулирования использования личного автотранспорта, имеющего более низкую шумовую характеристику;
- обеспечить соблюдение допустимых уровней шума и вибрации в жилых домах и на территориях города в дневное и ночное время;
- снизить уровни шума и вибрации, создаваемые метрополитеном;
- исключить сверхнормативное воздействие шума и вибрации от внутреннего оборудования жилых и общественных зданий путем замены оборудования на более современные модели;
- исключить сверхнормативное воздействие авиашума на периферийные территории города Москвы.