ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
эксперимента по построению комплексной
системы организации бюджетного учета в
учреждениях города Москвы
Существующая схема организации бюджетного учета в учреждениях города характеризуется отсутствием единых учетных принципов, базирующихся на отраслевой учетной политике, унифицированных стандартов и регламентов обслуживания, использованием разноплатформенных программных продуктов.
Проведенное обследование текущего состояния средств автоматизации участников бюджетного процесса в городе показало, что бюджетный учет учреждений в отраслевом и территориальном разрезе автоматизирован различными программными средствами, не в полной мере отвечающими требованиям Инструкции по бюджетному учету и не обеспечивающими взаимодействие пользователей с автоматизированными системами управления бюджетным процессом первой и второй очереди. Тем самым затрудняется соблюдение единства в методологических подходах и в составлении сводной отчетности, нарушается ее достоверность.
Вызывают нарекания бухгалтерских служб участников бюджетного процесса оказываемые эксплуатирующими организациями услуги, степень профессиональной подготовки консультантов, оперативность реагирования на обращения пользователей, особенно в период подготовки и сбора отчетности.
Различаются цены на однотипные услуги эксплуатирующих организаций.
В целях устранения недостатков в организации бюджетного учета необходимо построение комплексной системы, охватывающей следующие направления:
- методическое (единая учетная политика по отраслям);
- образовательное (единые квалификационные требования к специалистам бухгалтерских служб, программы по освоению программных средств);
- программно-техническое (организация информационного взаимодействия участников процесса);
- эксплуатационное (регламенты обслуживания систем автоматизации, планирование расходов на основании нормированного перечня работ, система контроля качества работ).
В рамках реализации поставленной задачи целесообразно проведение эксперимента по построению комплексной системы организации бюджетного учета в бюджетных учреждениях города Москвы. Зону "пилотного" проекта составят: Департамент культуры города Москвы и подведомственные ему учреждения, префектура Западного административного округа города Москвы и 13 управ районов (Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Ново-Переделкино, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарево-Никулино, Филевский парк, Фили-Давыдково).
Цель эксперимента состоит в достижении следующих результатов:
1. Внедрение единой учетной политики бюджетного учета, отражающей отраслевые и территориальные особенности во всех бюджетных учреждениях, входящих в зону пилотного проекта.
Для достижения указанного результата необходимо:
- актуализировать учетную политику в соответствии с последними изменениями законодательства (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Инструкция по бюджетному учету, Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и т.д.);
- создать эталонные базы данных, включающие в себя в электронном виде формы первичных и отчетных документов, справочников, словарей и регистров, необходимых для ведения автоматизированного бюджетного учета;
- обеспечить хранение и внесение изменений в эталонные базы данных;
- обеспечить дистанционное обновление словарей систем автоматизации бюджетного учета во всех учреждениях пилотной зоны из эталонных баз данных.
2. Создание в Департаменте культуры города Москвы и префектуре Западного административного округа города Москвы ведомственных систем подготовки и переподготовки специалистов бухгалтерских служб по вопросам ведения бюджетного учета и использования программных средств автоматизации бюджетного учета.
Для достижения указанного результата необходимо:
- создать программы по подготовке и переподготовке специалистов бухгалтерских служб с учетом отраслевых и территориальных особенностей бюджетных учреждений;
- создать обучающие программы по освоению программных средств;
- включить разработанные обучающие программы и нормативно-справочные материалы по бюджетному учету в постоянно действующую систему образовательной поддержки специалистов бухгалтерских служб;
- обеспечить доступ специалистов бухгалтерских служб к эталонным базам данных.
3. Сокращение средневзвешенных затрат на эксплуатацию систем бюджетного учета за счет внедрения единого перечня работ, создания единых стандартов эксплуатации, исключения дублирующихся работ и внедрения новых технологий эксплуатационного обслуживания.
Для достижения указанного результата необходимо:
- выработка схемы взаимодействия заказчик - исполнители потребители услуг (бюджетные учреждения) и разработка следующих регламентов:
- регламент сопровождения отраслевой учетной политики;
- регламент сопровождения эталонных баз данных;