ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
схемы развития и размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) на территории города Москвы до 2020 года
Схема развития и размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) разработана Москомархитектурой и ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2004 года N 808-ПП "О ходе реализации Генерального плана развития города Москвы за 2003 год и задачах градостроительного развития Москвы" и с учетом предложений Департамента образования города Москвы.
Схема является базовым документом для разработки среднесрочных отраслевых схем размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) на территории города Москвы, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, проектов планировки территорий города, программ социально-экономического развития административных округов города Москвы.
При разработке схемы обеспечена преемственность с городской целевой программой развития образования "Столичное образование-4" на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 529-ПП.
Схема развития и размещения объектов образования на территории города Москвы до 2020 года разработана в целях дальнейшего развития в Москве полноценной инфраструктуры учреждений образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения), формирования высококачественной системы массового общедоступного воспитания и образования, обеспечивающей рост интеллектуального потенциала населения, совершенствования содержания учебного процесса, стандарта обучения, оснащения образовательных учреждений с учетом требования новых программ.
Основными задачами схемы развития и размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) на территории города Москвы до 2020 года являются:
- комплексная модернизация и развитие сети объектов образования для создания благоприятных условий ведения учебно-воспитательных процессов, увеличения видов и повышения качества образовательных услуг;
- устранение неравномерности и диспропорций в развитии сети учреждений образования в административных округах и районах города Москвы;
- укрепление материально-технической базы существующих учреждений за счет проведения реконструкции и капитального ремонта зданий, ликвидации ветхого фонда;
- ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения, перегруженности учреждений образования и достижение нормативных показателей наполняемости групп и классов для разуплотнения и повсеместное введение занятий в одну смену.
Схема разработана на основании: анализа существующего состояния сети объектов образования; выявления сложившихся тенденций и определения основных направлений развития сети объектов образования на перспективу для достижения нормативных показателей обеспеченности объектами образования; определения потребности в новом строительстве и реконструкции существующих объектов.
Схема развития и размещения объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) на территории города Москвы до 2020 года предусматривает:
1. Развитие сети объектов образования с формированием районного уровня обслуживания населения с учетом различных видов деятельности и размещения в городе.
Объекты районного уровня обслуживания обеспечивают население социально гарантированным уровнем дошкольного, начального и среднего государственного бесплатного образования. Они обеспечены пешеходной доступностью, определенной для основных типов объектов.
К типам объектов районного уровня обслуживания относятся объекты:
- дошкольные общеобразовательные учреждения: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида (для детей с медицинскими показаниями), центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, начальная школа - детский сад, начальная школа - детский сад компенсирующего вида, прогимназия, дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития, центр дошкольного воспитания и другие;
- общеобразовательные учреждения: начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя (полная) общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, общеобразовательная школа - лаборатория, лицей, гимназия и другие.
2. Определение потребности в развитии сети объектов образования (общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения) до 2020 года в соответствии с действующими нормами проектирования и демографического прогноза численности населения по районам административных округов к 2020 году.
В настоящее время в Москве существующее положение по общеобразовательным школам составляет - 794,82 тыс.мест, по дошкольным образовательным учреждениям - 230,60 тыс.мест.
Расчетная емкость объектов образования к 2020 году достигнет 100% от нормативного показателя, что составит по сети общеобразовательных школ - 1105,92 тыс.мест, по дошкольным образовательным учреждениям - 436,97 тыс.мест.
3. Разработку принципов размещения объектов общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений в структуре города Москвы, предусматривающих:
- размещение учреждений образования на территории жилых кварталов (дошкольные образовательные учреждения - в радиусе 300-500 метров пешеходной доступности, общеобразовательные учреждения - в радиусе 500 метров пешеходной доступности, лицеи, гимназии - в радиусе 15-45 мин. транспортно-пешеходной доступности);
- разуплотнение учреждений образования согласно санитарным нормам и достижение нормативных показателей наполняемости групп в детских дошкольных образовательных учреждениях до 15 человек, классов в общеобразовательных школах до 25 человек;
- увеличение обеспеченности общей площади зданий на 1 место в соответствии с новыми программами обучения и воспитания;
- создание в первых этажах жилых домов учреждений малой емкости (возможность кратковременного пребывания);
- строительство пристроек путем уплотнения территорий существующих учреждений;
- строительство дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ на месте сноса жилых домов в районах реконструкции и модернизации жилого фонда;
- строительство учреждений образования на свободных участках.
4. Формирование приоритетных направлений развития сети объектов образования в городе: