Развитие туристско-гостиничного комплекса города Москвы предъявляет высокие требования к уровню подготовки кадров для туротрасли столицы. Эффективная деятельность и дальнейшее ее развитие невозможно без профессиональных кадров, постоянно совершенствующих свое мастерство, осваивающих отечественный и зарубежный опыт.
В настоящее время в городе Москве осуществляют подготовку специалистов для туристско-гостиничного комплекса около 100 учебных заведений. Тем не менее, предприятия туристско-гостиничного комплекса города Москвы испытывают недостаток в высококвалифицированных кадрах, владеющих знаниями о новейших технологиях и практическими навыками.
За 2005-2007 годы в туристско-гостиничном комплексе (ТГК) Москвы создано около 8,0 тыс. новых рабочих мест. Общая численность работающих в ТГК столицы приближается к 60,0 тыс. человек. С учетом перспектив реализации проектов строительства и реконструкции объектов гостиничного хозяйства, до 2010 года прогнозируется увеличение числа занятых в гостиничном комплексе города еще на 100,0 тыс.человек.
Образовательный уровень персонала московских гостиниц в сравнении с другими отраслями достаточно высок: 43% сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование, среди них 19% - высшее. Среднее образование имеют 50% работников, незаконченное среднее - около 7%.
Задачи по улучшению положения в работе по подготовке персонала частично решались за счет организации системы семинаров, мастер-классов, иных информационно-образовательных проектов. Выпущено 12 методических пособий для работников гостиничного хозяйства и 2 сборника методических рекомендаций.
Создан отраслевой Совет молодых специалистов туристско-гостиничного комплекса города Москвы. Проведена экскурсия-тренинг для молодых специалистов отрасли на базе ГУП города Москвы "Гостиница Восход", с туркомпаниями Москвы проработан вопрос о возможности трудоустройства студентов профильных специальностей в московских туркомпаниях в летний период.
Вместе с тем сложившаяся система получения образования не готова к работе на предстоящую перспективу, к трехкратному увеличению потребности в специалистах и персоналу, к обеспечению адекватного качества кадров.
Среди нерешенных проблем:
- отсталость образовательных стандартов, учебных программ, учебников и методических пособий, их несоответствие реалиям современного гостиничного дела как результат слабой связи образовательных центров, вузов и работодателей, предприятий гостиничной отрасли;
- недостаточная коммуникация между работодателями и вузами, оторванность преподавания от современного бизнеса и неспособность работодателей внятно сформулировать свои требования, в том числе организовать практику и стажировку учащихся и студентов;
- недостаточная реализация на практике принципа непрерывного образования, пропорций подготовки персонала со средним, средним специальным и высшим образованием;
- неразвитость материальной базы учебных центров подготовки персонала и специалистов, особенно среднего и средне-специального образования; отсутствие, либо неэффективное использование учебно-тренинговых мощностей для всех категорий персонала гостиничного хозяйства;
- отсутствие отраслевого заказчика специалистов и персонала для гостиниц, прежде всего вновь вводимых, который мог бы формировать количественные потребности и качественные критерии к специалистам и персоналу отрасли в кадровом пополнении.
Ввиду вышеизложенного сеть специализированных и имеющих профильные кафедры учебных заведений ориентируется преимущественно на свои собственные цели и ведомственные результаты. Учебные программы и подготовка преподавателей не содержат многих реальностей гостиничного опыта. В учебной базе отсутствуют тренинговые центры, не используется практика производственных стажировок.
С другой стороны, выпуск специалистов с высшим образованием по профильным специальностям продолжает превосходить реальную потребность отрасли. Подготовкой занимается около 70 вузов. Однако, поскольку содержание и качество преподавания не корреспондируются с подлинными интересами отрасли, на определенную часть управленческих позиций в гостиницах отдается преимущество специалистам с более "твердым" непрофильным высшим образованием (экономическим, лингвистическим, техническим).
Среднее профессиональное звено выпускает около 1200 специалистов в год по всем туристско-гостиничным специальностям (почти половина из этих учебных заведений - непрофильные). Доля увольняемых по профессиональной непригодности составляет около 30%. Из остальных выпускников до 22% выполняют работу, не требующую среднего профессионального образования.
Анализ ситуации в системе профессионального образования, проведенный в ходе разработки Федеральной целевой программы образования на 2006-2010 годы, выявил следующие негативные тенденции:
- система профобразования не в полной мере соответствует структуре потребностей рынка труда;
- недостаточно развита система непрерывного профессионального образования;
- высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью;
- ограничен доступ детей из малообеспеченных семей к качественному образованию и т.д.
Отсутствие полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью усиливает несоответствие содержания образования и образовательных технологий современным требованиям и задачам обеспечения высокого качества подготовки профессиональных кадров.
Для повышения качества подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса представляется целесообразным создать систему, предусматривающую следующее:
- развитие профессиональной ориентации школьников старших классов по профессиям и специальностям, связанным с туристским и гостиничным бизнесом;
- регулярное повышение квалификации работников туротрасли;
- развитие учебно-производственной тренинговой базы;
- разработка и издание новых учебников и методических, материалов, в том числе на электронных носителях;
- развитие научно-исследовательской деятельности, совершенствование образовательных стандартов к должностям работников туриндустрии;