Эксплуатация систем энергоснабжения городского электрифицированного транспорта с низкими показателями надежности, обусловленными истекшими нормативными сроками эксплуатации оборудования, создает условия для значительных затруднений не только в части эксплуатации электротранспорта, но и в части благоустройства и пропускной способности магистралей и улиц города.
В настоящее время возможны три варианта развития ситуаций с электроснабжением городского электрифицированного транспорта и состоянием инфраструктуры обеспечивающей данное электроснабжение (пессимистический, оптимистический, реалистический):
1. Пессимистический вариант. Сохранение существующего уровня финансирования за счет собственных средств ГУП "Мосгортранс" в размере 223,408 млн.рублей в год.
В этом случае продолжатся процессы нарастания доли оборудования с истекшим сроком эксплуатации и повышенным износом, и как следствие данных процессов рост повреждений и времени простоя электротранспорта, падения качества транспортного обслуживания населения, снижение уровня безопасности перевозок. В данном варианте развития продолжится тенденция оттока пассажиров с электротранспорта. Также в связи с недофинансированием отрасли усугубится кадровая проблема.
2. Оптимистический вариант. Оптимистичный вариант предусматривает полный перевод электротяговых подстанций на первую категорию надежности с их полной реконструкцией и выполнение объема необходимых мероприятий по восстановлению состояния контактно-кабельных сетей. В рамках реализации распоряжения первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 24 сентября 2004 года N 225-РЗМ "О повышении надежности электроснабжения наземного городского электрифицированного транспорта ГУП "Мосгортранс" были получены предварительные технические условия на перевод оставшихся 79% электротяговых подстанций на первую категорию надежности. Учитывая расположение подстанций ОАО "Мосэнерго", отвечающих условиям первой категории надежности, техническая экспертиза, проведенная специалистами ГУП "Мосгортранс" показала, что в срок, предусматриваемый Программой, имеется техническая возможность перевода на первую категорию 15 электротяговых подстанций. Стоимость реализации оптимистического варианта оценивается более, чем в 16 млрд.руб. При этом полное достижение целей оптимистического варианта в указанные сроки не представляется возможным по техническим условиям. Обеспечение бесперебойного энергоснабжения наземного городского пассажирского электрифицированного транспорта, а также значительное повышение экологических параметров транспортной системы.
В этом варианте к возможным рискам относятся: изменение и срыв в финансировании Программы, отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов мощностей на развитие системы.
3. Реалистический вариант. Изменение сложившихся отрицательных тенденций за счет первоочередных мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации в части состояния контактно-кабельных сетей путем реконструкции и замены кабельных линий, замены контактного провода и элементов подвески. Перевод электроснабжения 15 электротяговых подстанций на первую категорию надежности, производство работ по которым возможно в сроки, предусмотренные Программой. Производство комплексной модернизации электротяговых подстанций с заменой оборудования и вывода из эксплуатации экологически опасных агрегатов.
Данный вариант требует для реализации 5841,102 млрд.руб., срок реализации - 3 года (2007-2009).
Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень надежности систем энергоснабжения городского электрифицированного транспорта в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию.
Реалистический вариант, позволяющий достичь повышения надежности систем энергоснабжения электротранспорта при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия. Для осуществления этого варианта разработаны мероприятия Программы.