Действующий

О схеме развития и размещения объектов социальной защиты населения на территории города Москвы до 2020 года (с изменениями на 11 октября 2022 года)

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 28 августа 2007 года N 742-ПП

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
схемы развития и размещения объектов социальной защиты населения на территории города Москвы до 2020 года

Схема разработана Москомархитектурой и ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" с учетом предложений Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Схема является базовым документом для разработки среднесрочных отраслевых схем размещения объектов социальной защиты населения на территории города Москвы, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий административных округов и районов города Москвы, проектов планировки территорий города, программ социально-экономического развития административных округов города Москвы в части развития объектов социальной защиты населения на период до 2020 года.

Схема развития и размещения объектов социальной защиты населения на территории города Москвы разработана в целях развития в Москве полноценной инфраструктуры учреждений социальной защиты населения города для улучшения условий жизнедеятельности групп населения, требующих социальной защиты.

Основными задачами схемы развития и размещения объектов социальной защиты населения на территории города Москвы до 2020 года являются:

- комплексная модернизация и развитие полноценной инфраструктуры системы учреждений социальной защиты населения для создания благоприятных условий проживания и обслуживания групп населения;

- устранение неравномерности и диспропорций в развитии обслуживания групп населения, требующих социальной помощи, в административных округах и районах города Москвы, в том числе развитие объектов районного уровня, таких как комплексные центры социального обслуживания, районные управления социальной защиты населения, центры социальной помощи семье и детям;

- обеспечение развития новых типов объектов и учреждений социальной защиты населения, соответствующих потребности различных групп населения, требующих социальной помощи.

В настоящее время в Москве функционирует 328 объектов социальной защиты населения (общей площадью около 0,759 млн.кв.м), в том числе 280 объектов районного уровня, 48 объектов городского уровня.

В структуру существующих объектов входят:

- на районном уровне: комплексных центров социального обслуживания и центров социального обслуживания - 121, 116 районных управлений социальной защиты населения, 21 центр социальной помощи семье и детям;

- на городском и окружном уровне: 10 пансионатов для ветеранов труда, 16 психоневрологических интернатов, 7 домов-интернатов для умственно-отсталых детей и подростков, 1 реабилитационный центр инвалидов, 5 специальных жилых домов для престарелых граждан и инвалидов, 1 геронтопсихиатрический центр, 1 кризисный центр помощи женщинам, 1 центр социально-правовой и психологической поддержки женщинам "Надежда", 1 социальный приют для детей и подростков "Алтуфьево", 5 домов ночного пребывания, 8 социальных приютов для детей и подростков, 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних и прочие.

Сеть объектов социальной защиты населения размещена в городе неравномерно.

Обеспеченность объектами районного уровня составляет 21,25 кв.м общей площади на 1000 жителей.

По районам города относительно равномерно размещены комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания, районные управления социальной защиты населения, однако не во всех районах размещены центры социальной помощи семье и детям.

Схема развития и размещения объектов социальной защиты населения в Москве предусматривает следующее:

1. Развитие сети объектов социальной защиты населения с формированием уровней обслуживания населения - районного, городского и окружного значения, различающихся видами деятельности и размещением в городе.

Районный уровень обеспечивает: обслуживание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания социальной, бытовой, медицинской, психологической и иной помощи; оформление различных льгот и пособий категориям граждан, имеющим на это право; проведение социальных, оздоровительных, профилактических и иных мероприятий, направленных на социальную поддержку семей, детей и отдельных граждан.

Городской и окружной уровень обеспечивают: постоянное или временное проживание престарелых граждан и инвалидов; медико-социальным обслуживанием граждан в стационарных учреждениях; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональную, бытовую, социальную и психологическую реабилитацию инвалидов; общеукрепляющее медицинское обслуживание; комплексную психологическую, социальную, медицинскую и правовую помощь бездомным гражданам; психологическую, социальную и правовую помощь женщинам в трудных жизненных ситуациях; социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Формирование типологии объектов социальной защиты населения, выполненной с учетом запросов населения, многообразия деятельности по социальной помощи населению, развития новых форм объектов социальной защиты, дифференцированной по емкости, размещенных в городской среде.

К типам объектов социальной защиты населения районного уровня относятся: комплексные центры социального обслуживания и центры социального обслуживания; районные управления социальной защиты населения; центры социальной помощи семье и детям; центры досуга инвалидов.

К типам объектов социальной защиты населения городского и окружного уровня относятся: дома-интернаты для умственно отсталых детей; психоневрологические интернаты; геронтопсихиатрические центры; пансионаты для ветеранов труда; пансионаты для временного проживания пенсионеров и инвалидов на платной основе; специальные жилые дома для престарелых граждан и инвалидов; центры реабилитации инвалидов; социально-реабилитационные центры ветеранов войн и Вооруженных сил; специальные жилые дома для бездомных граждан; центры медико-социальной помощи бездомным престарелым гражданам и инвалидам; центры для бездомных родителей с несовершеннолетними детьми; служба экстренной социальной помощи бездомным престарелым гражданам и инвалидам; дневные центры социальной адаптации бездомных граждан; центры социально-правовой и психологической поддержки женщин; специальные учреждения для лиц, освобожденных из мест лишения свободы,за которыми установлен административный надзор; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры психолого-педагогической помощи семье и детям; центры социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов; центры социально-медицинской реабилитации инвалидов; учебно-методические центры социальной защиты населения; дома ночного пребывания; социальные гостиницы; социальные приюты для детей и подростков; реабилитационный центр для инвалидов с учебно-производственным комплексом для профессионального обучения.

3. Разработку принципов размещения объектов социальной защиты населения в структуре города Москвы, предусматривающих:

- размещение объектов социальной защиты населения районного уровня на жилых и общественных территориях с целью достижения нормативного уровня обеспеченности за счет использования первых этажей существующих и строящихся жилых зданий, встроенно-пристроенных помещений и отдельно стоящих зданий;

- размещение объектов социальной защиты населения городского и окружного уровня на специализированных общественных территориях, при интенсификации жилых территорий в процессе реконструкции, при перепрофилировании производственных территорий с учетом объектов нового строительства и перспективной типологии объектов, центры реабилитации, учебно-методические центры размещаются во встроенно-пристроенных или отдельно стоящих зданиях в соответствии с действующими нормами проектирования.

4. Формирование приоритетных направлений развития сети объектов социальной защиты населения в городе, предусматривающих:

- по сети объектов социальной защиты населения районного уровня: размещение до 2010 года объектов социальной защиты районного уровня, в том числе в районах с низкой обеспеченностью объектов социальной защиты населения: Ховрино, Ростокино, Марьина Роща, Бибирево, Богородское, Измайлово, Перово, Преображенское, Сокольники, Северное Измайлово, Нижегородский, Академический, Коньково, Северное Бутово, Строгино, Южное Тушино, Очаково-Матвеевское, Филевский парк. Показатель обеспеченности объектами социальной защиты населения районного уровня на первую очередь к 2010 году составит около 40% от планового норматива, к 2020 году около 100%;

- по сети объектов социальной защиты населения городского и окружного уровня: на первую очередь к 2010 году - завершение строящихся и строительство 45 объектов, реконструкция 2 объектов; на вторую очередь к 2020 году - строительство 98 объектов социальной защиты населения.

5. Новое строительство объектов социальной защиты населения до 2020 года составит около 1,34 млн.кв.м общей площади, в том числе по районному уровню 0,55 млн.кв.м общей площади, по городскому и окружному уровню 0,79 млн.кв.м общей площади.