1.1. Характеристика существующих положений административных преобразований в городе Москве в части совершенствования и развития деятельности органов исполнительной власти и городских организаций по подготовке и выдаче документов заявителям.
Системная задача по проведению административных преобразований в городе Москве в части совершенствования механизмов предоставления государственных услуг населению и юридическим лицам, внедрению в практику деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций принципов "одного окна" была поставлена Мэром и Правительством Москвы в 2003 году. За истекший с 2003 года период времени в Москве создана фундаментальная нормативно-правовая база работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по принципу "одного окна". Выпущен ряд важнейших распорядительных документов Правительства Москвы, определивших стратегию развития административных преобразований в городе на перспективу. В соответствии с утвержденной идеологией и накопленным практическим опытом работы по указанной проблематике задача внедрения принципов "одного окна" на сегодняшний день касается деятельности абсолютного большинства отраслевых органов исполнительной власти города Москвы, всех территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также значительного количества государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы.
В настоящее время взаимодействие с заявителями по подготовке и выдаче документов по принципу "одного окна" осуществляют 10 префектур административных округов, 123 управы района, 9 департаментов, 6 комитетов, 2 управления, 5 государственных учреждений, 6 государственных унитарных предприятий города Москвы, 1 инспекция. Всего в Москве 162 держателя "одного окна". На сегодняшнем этапе развития работы в городе созданы правовые основы функционирования органов исполнительной власти города Москвы по принципу "одного окна". Постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года N 856-ПП "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям" утвержден Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме "одного окна". В настоящее время их 165 наименований - 38 процентов из общего количества 437 наименований документов, выдаваемых в городе Москве.
Основополагающей задачей совершенствования деятельности органов исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна" является разработка и утверждение регламентов подготовки документов заявителям, согласно установленным требованиям, которая по состоянию на 15 июля 2007 года практически завершена. На каждый документ, выдаваемый городскими подразделениями, должен существовать четкий и ясный порядок его получения - алгоритм действий чиновника и заявителя, позволяющий в кратчайшие сроки без излишних проволочек добиться требуемого результата.
Постановлением Правительства Москвы от 30 мая 2006 года N 352-ПП "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию работы органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна" утвержден Регламент организации работы органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в режиме "одного окна".
Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы с заявителями по выдаче требуемых документов осуществляется в соответствии с утвержденным Правительством Москвы Регламентом через специально созданные структурные подразделения органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций - службы "одного окна", структура и штатная численность которых утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы или городской организации, являющихся держателями "одного окна", с учетом количества и сложности подготовки выдаваемых документов. График и режим работы службы утверждается внутренним регламентом организации в соответствии с трудовым законодательством.
На данный момент сформирован Реестр служб "одного окна" на территории города Москвы. Сегодня в городе функционирует 631 служба. По предложениям городских организаций была утверждена эмблема службы "одного окна", которая будет присутствовать на единообразных, типовых вывесках всех служб "одного окна" в Москве.
Работа служб "одного окна" на сегодняшний день осуществляется по схеме, которую условно можно разбить на 8 этапов:
1. Консультирование о порядке и сроках подготовки документов.
2. Проверка правильности оформления заявления и прилагаемого к нему пакета документов.
3. Регистрация обращений в электронной базе данных и выдача заявителю выписки из электронного журнала, подтверждающей факт приема заявления для исполнения и дату выдачи запрашиваемого документа.
4. Формирование и направление запросов в другие организации с целью получения согласований и заключений, необходимых для подготовки требуемого заявителем документа.
5. Контроль за сроками исполнения согласований и общим сроком подготовки документа.
6. Регистрация подготовленного документа в электронной базе данных.
7. Оповещение заявителя в случае, если документ подготовлен в более ранние сроки.
8. Выдача заявителю запрашиваемого документа или мотивированного отказа.
В течение 2006 года службами "одного окна" органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций рассмотрено более 3 млн. поступивших заявлений, из них порядка 2,7 млн. - от физических лиц и 300 тыс. - от юридических лиц.
Одним из главных направлений повышения эффективности работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, обеспечения оперативности процессов рассмотрения запросов, подготовки, согласования и выдачи заявителям необходимых документов является внедрение информатизации в процедуры подготовки документов, выдаваемых службами "одного окна".
В городе Москве проведена работа по подключению служб "одного окна" к корпоративной мультисервисной сети Правительства Москвы, позволяющей осуществлять электронный документооборот с использованием электронно-цифровой подписи. Практически все необходимые технические условия для организации обмена документами по электронным каналам связи имеются. Кроме того, службы "одного окна" обеспечены компьютерной техникой, сертифицированным программным продуктом. Разработана и внедрена универсальная система обработки обращений заявителей.
Создана и действует Система контроля и мониторинга работы органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий в режиме "одного окна" (далее - СКиМОО).
В целях информирования жителей и предпринимателей города Москвы о проводимой работе по совершенствованию порядка подготовки и выдачи документов на интернет-сайте Правительства Москвы (www.mos.ru) размещена ссылка "одно окно". В указанном разделе содержится полная информация о существующей нормативной правовой базе тематики "одного окна", оформляемых и выдаваемых документах органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями и службах "одного окна".
1.2. Основные задачи и тенденции совершенствования работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по принципу "одного окна" на период с 2008 по 2010 год, прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода.
Основными задачами и тенденциями дальнейшей работы по внедрению режима "одного окна" в деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций на сегодняшний момент являются:
1. Совершенствование нормативной правовой базы работы органов исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна", а именно, регламентации всех предоставляемых органами исполнительной власти города Москвы государственных услуг. Положительный опыт работы в режиме "одного окна" показал необходимость регламентации и соответствующей организации деятельности городских подразделений, осуществляющих выдачу документов и в обычном режиме, когда участие заявителя в процессе подготовки документов полностью исключить невозможно. В органах исполнительной власти города Москвы и городских организациях разрабатываются и утверждаются постановлениями Правительства Москвы соответствующие регламенты подготовки документов, выдаваемых заявителям в обычном порядке.
2. Дальнейшее развитие информатизации органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, распространения передовых технологий автоматизированных регламентов и электронной цифровой подписи при согласовании документов, взаимное использование баз данных городскими подразделениями, а также модернизация работы СКиМОО.
3. Заключение соглашений о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в ходе подготовки документов, выдаваемых заявителям в режиме "одного окна".
4. Постоянное улучшение и обеспечение единообразия стандартов качества предоставления гражданам и организациям государственных услуг на территории города Москвы:
- консультирования;
- приема и выдачи документов;