Действующий

О Концепции целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайных путей в городе Москве на 2008-2010 годы

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
 преимуществ и рисков, возникающих при различных
 вариантах решения проблемы

Наличие трамвайной сети в городе создает проблемы, начиная с пропускной способности центральных магистралей города и заканчивая благоустройством и состоянием дорожного покрытия. Хотя европейский опыт показывает, что при использовании современных технологий трамвайный транспорт благоприятно вписывается в городскую инфраструктуру, не создавая при этом вышеперечисленных проблем.

В настоящее время возможны три варианта развития трамвайного транспорта:

1. Пессимистический вариант. Сохранение существующего уровня финансирования. В этом случае продолжатся процессы как падения качества транспортного обслуживания населения, так и снижение уровня безопасности перевозок пассажиров из-за несоблюдения межремонтных сроков. Этот вариант предполагает расходование около 1,7 млрд. рублей за период 2008-2010 годов и невозможность эксплуатации около 150 кмоп пути из 416 кмоп.

В данном варианте развития продолжится тенденция оттока пассажиров с трамвайного транспорта, снизится надежность работы трамвайного транспорта, усилится кадровая проблема.

2. Оптимистический вариант. Достижение нормативных параметров как качества и обеспечения безопасности транспортного обслуживания населения трамвайным транспортом, так и выполнение полного объема необходимых мероприятий по модернизации и восстановлению трамвайных путей, замены подвижного состава, проведения комплексной реконструкции трех депо и трамвайно-ремонтного завода. В этом варианте предусматривается развитие маршрутной сети трамвая, создание принципиально нового для Москвы вида - скоростного трамвая, разработка и реализация мероприятий по комплексному обеспечению доступности трамвайного транспорта маломобильным категориям граждан и детям.

Этот вариант является наиболее капиталоемким и требует для реализации 24,6 млрд. руб. и около 8 лет. В этом варианте к возможным рискам относятся: изменение и/или срыв в финансировании Программы, резкое изменение цен на энергоносители, отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов мощностей на развитие системы.

3. Рекомендуемый вариант. Изменение сложившихся отрицательных тенденций. Повышение показателей качества и обеспечения безопасности транспортного обслуживания населения трамвайным транспортом. Выполнение мероприятий по модернизации и восстановлению трамвайных путей.

В этом варианте также предусматривается создание условий для движения принципиально нового для Москвы вида - скоростного трамвая. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению доступности трамвайного транспорта маломобильным категориям граждан и детям.

Этот вариант требует для реализации 7,3 млрд.руб., срок реализации - 3 года. К возможным рискам относятся: изменение и/или срыв в финансировании Программы как со стороны бюджета города, так и частных инвесторов, резкое изменение цен на энергоносители, отказ РАО ЕС в предоставлении лимитов мощностей на энергообеспечение электрообогрева стрелочных переводов.

В рекомендуемом варианте Программы предлагаются четыре направления решения целевых задач:

Первое направление - это модернизация 80,0 кмоп трамвайных путей, расположенных в одном уровне с проезжей частью, в том числе:

- с укладкой блочной (бесшпальной) конструкции трамвайного пути (10,5 кмоп), обеспечивающей стабильность геометрических параметров пути на весь срок его эксплуатации (до 20 лет). Такая конструкция состоит из широкоплоскостных железобетонных плит размером 2,2 х 6,0 м с запрессованными в них бесшеечными рельсами. Основные достоинства блочной конструкции:

- снижение шумовых показателей;

- защита подземных инженерных коммуникаций от блуждающих токов;

- улучшение внешнего вида улиц, более плавное движение автотранспорта по трамвайным путям, расположенным в одном уровне с проезжей частью;

- сокращение эксплуатационных затрат на текущее содержание пути.

Применение блочной (бесшпальной) конструкции на всем протяжении трамвайных путей не может быть предложено из-за высокой стоимости (в 2,5 раза дороже классической конструкции пути);

- с устройством верхнего покрытия на переездах трамвайных путей из резиновых панелей (5,7 кмоп).

Основные достоинства данной конструкции:

- наличие системы демпфирования и поглощения шума, состоящей из резиновых плит покрытия;

- бесшовный эффект проезда автомобилей по резиновым плитам;

- увеличение пропускной способности переезда;

- изготовление плит покрытия из переработанных автопокрышек с металлокордом с предприятий ГУП "Мосгортранс";

- с устройством верхнего покрытия из крупноразмерных железобетонных плит (63,8 кмоп).

Основные достоинства данной конструкции:

- сохранение дорожного полотна проезжей части от разрушений;

- снижение шума за счет гашения вибрации при применении резиновых подкладок и фиксаторов;

- возможность укладки на криволинейных участках трамвайного пути;