Недействующий

О Концепции по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы (с изменениями на 24 мая 2011 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Москвы от 30.01.2018 N 28-РП)

1. Категорирование гостиничных
 предприятий по показателю опасности


В соответствии с Методическими рекомендациями по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения (приложение 5 к Протоколу заседания Федеральной антитеррористической комиссии от 12 октября 2004 года N 14) потенциальная опасность объекта определяется масштабом возможных последствий в случае возникновения на нем чрезвычайной ситуации. Эти последствия характеризуются двумя основными показателями:

- количеством пострадавших (человек);

- величиной материального ущерба (в единицах МРОТ=100 руб.).

Третий показатель - количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, применительно к гостиничным предприятиям использовать нецелесообразно, так как подобные последствия, как правило, не наступают.

Согласно этим Методическим рекомендациям категорию опасности гостиничных предприятий можно определять в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в здании и на прилегающей территории (уровни чрезвычайной ситуации устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

С учетом вышесказанного в рамках данной методики предлагается следующий подход к оценке потенциальной опасности гостиничных предприятий:

- если возможное количество пострадавших превышает 100 человек или возможная величина материального ущерба превышает 0,5 млн. МРОТ, то показатель потенциальной опасности (ППО) гостиничного предприятия принимается равным 6;

- если возможное количество пострадавших от 50 до 100 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба - от 50 тыс. до 0,5 млн. МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 5;

- если возможное количество пострадавших от 20 до 50 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба - от 5 тыс. до 50 тыс. МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 4;

- если возможное количество пострадавших от 10 до 20 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба - от 500 до 5000 МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 3;

- если возможное количество пострадавших от 5 до 10 (включительно) человек или возможная величина материального ущерба - от 10 до 50 МРОТ (включительно), то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 2;

- если возможное количество пострадавших 5 человек и менее или возможная величина материального ущерба до 10 МРОТ (включительно) то показатель потенциальной опасности гостиничного предприятия принимается равным 1.

В рамках данной методики количество пострадавших и материальный ущерб определяются для случая развития событий на объекте по наихудшему сценарию (взрыв, пожар и т.п.) и оцениваются на уровне 10% от максимальной вместимости и стоимости здания соответственно.

Вместе с тем, следует отметить, что показатель ППО характеризует только потенциальную опасность объекта по уровню возможных последствий, но не позволяет оценить реально возможную опасность с учетом рисков реализации той или иной угрозы на конкретном ГП.

С целью учета этих рисков в рамках данной методики предлагается ввести "коэффициент степени риска" ГП, варьируемый в диапазоне от 0 до 1 и показывающий какую долю от потенциальной опасности составляет реально возможная опасность ГП. Для определения значения показателя реально возможной опасности объекта (ПО) коэффициент степени риска (СР) умножается на значения показателя его потенциальной опасности (ППО).

Численное значение коэффициента степени риска предлагается определять следующим образом. Вероятность реализации той или иной угрозы на конкретном объекте в общем случае является случайной величиной, зависящей от множества факторов. Вместе с тем, очевидно, что возможность реализации внешних угроз на конкретном ГП (проведение террористического акта, возникновение пожара и т.п.) в значительной мере зависит от особенностей архитектуры, расположения и эксплуатации рассматриваемого объекта. Анализ особенностей архитектуры, расположения и эксплуатации различных ГП позволил выявить факторы, создающие благоприятные возможности для реализации угроз различного характера на этих объектах и, тем самым, существенно повышающие риск возникновения на них ЧС. К их числу относятся:

- факторы, учитывающий некачественные материалы, степень огнестойкости и класс пожарной опасности строительных конструкций, ошибки при проектировании, строительстве, проведении ремонтных работ и эксплуатации и т.п. (т.н. базовый коэффициент СР0);

- фактор, учитывающий значимость ГП (СР1).

В общем случае базовое значение коэффициент степени риска СР0 определяется методом экспертного опроса. В данном случае значение этой величины целесообразно принять равным 0,1.

В предельном случае, когда показатель значимости объекта имеет максимальное значение, коэффициент степени риска равен 1 и реально возможная опасность ГП соответствует его потенциальной опасности.

Таким образом:

СР = СР0 + 0,153 · СР1

Анализ однородных (по степени опасности) объектов показывает, что их роль в инфраструктуре и социально-экономической жизни города неодинакова. С учетом этого вводится понятие значимости ГП города, характеризующее важность и незаменимость объекта для инфраструктуры и социально-экономической жизни города. Количественно значимость ГП города определяется показателем значимости (ПЗн). Этот показатель позволяет ранжировать ГП с точки зрения их приоритетности при реализации ГП мероприятий по повышению безопасности.