Проект федерального закона "О внесении изменения в часть первую статьи 5_1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (далее - проект) разработан в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в котором статьей 5_1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены изменения по передаче Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующих полномочий по:
1) осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
2) лицензированию следующих видов деятельности:
медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
Указанные положения вступают в силу с 1 января 2008 года.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 части первой статьи 5_1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона N 258-ФЗ) полномочия по лицензированию медицинской деятельности передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации только в отношении организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.
Вместе с тем лицензирование медицинской деятельности государственных учреждений оставлено в ведении Российской Федерации. Таким образом, законодатель разграничил функции лицензирования между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по критерию существующего разделения систем здравоохранения, но не по принципу формы собственности или подчинения, применяемому в отношении лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Для лицензирования медицинской деятельности допущено необоснованное отступление от существующих принципов.
Муниципальная и частная системы здравоохранения разграничены по форме собственности и не содержат внутреннего разделения, в то время как государственная система здравоохранения разделена на организации, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также подчиненные федеральным органам исполнительной власти.
Система здравоохранения города Москвы как субъекта Российской Федерации представлена государственными организациями здравоохранения (более 1500 учреждений и 650 здравпунктов), находящимися в собственности города, в связи с чем Москва как субъект Российской Федерации необоснованно лишена права лицензировать медицинскую деятельность подчиненных учреждений здравоохранения.
Таким образом, лицензирование медицинской деятельности организаций здравоохранения субъектов Российской Федерации должно быть отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
Редактор проекта:
депутат
Л.В.Стебенкова
6 июня 2007 года