Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) установил ряд требований, подлежащих исполнению при вынесении решений о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений.
Так, в статье 53 Кодекса определено, что граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении 5 лет после осуществления действий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Следовательно, при принятии решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях необходимо осуществлять проверку действий граждан в отношении жилых помещений за последние 5 лет.
В статье 57 Кодекса установлено, что при предоставлении гражданам жилых помещений учитываются их действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, но не менее чем за 5 лет.
Требования, содержащиеся в статьях 53 и 57 Кодекса, невозможно исполнить ввиду отсутствия у органов государственной власти и органов местного самоуправления полномочий для истребования из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений об имевшихся на праве собственности объектах недвижимости у граждан за 5 лет или за период, установленный законом субъекта Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляют сведения о наличии или отсутствии у граждан прав собственности на жилые помещения на момент запроса, но не предоставляют информацию о совершенных гражданами гражданско-правовых сделках с объектами недвижимости за 5 лет или за период, установленный законом субъекта Российской Федерации.
Настоящий законопроект призван исключить существующий пробел в законодательстве и наделить необходимыми полномочиями органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях исполнения требований статей 53 и 57 Кодекса.
Эта проблема, имеющая острый социальный характер, требует оперативного решения. Ежегодно в Российской Федерации миллионы граждан принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в связи с чем создание условий для неукоснительного исполнения требований статей 53 и 57 Кодекса затрагивает весьма значительные группы населения России.
Редактор проекта:
руководитель Департамента
жилищной политики
и жилищного фонда города Москвы
П.В.Сапрыкин
6 июня 2007 года