В 2006 году к Уполномоченному поступило 1149 обращений (в 2005 году - 852), из них 1035 - письменно, 114 - на сайт Уполномоченного.
Уполномоченным проведено 38 личных еженедельных приемов населения, на которых побывали 298 человек. Было принято 245 обращений, в 53 случаях дано подробное разъяснение действующего законодательства.
Уполномоченный 73 раза вмешивался в ситуации, связанные с нарушением прав детей, по собственной инициативе.
В целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних специалисты аппарата Уполномоченного в 2006 году приняли участие в 55 судебных процессах.
Анализ статистических данных свидетельствует, что в 2006 году произошел значительный рост количества обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного (на 21%). Это связано не только с наличием проблем в области соблюдения и защиты прав детей, но и с возросшей информированностью населения, в том числе и о деятельности Уполномоченного.
Как и в прошлые годы, большинство обращений поступает от родителей несовершеннолетних, возросло количество обращений от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Наибольшее количество обращений поступает по жилищным вопросам. Не уменьшается количество жалоб на нарушение прав детей на общение с родителями и другими родственниками, а также обращений по спорам об определении места жительства ребенка.
Состав заявителей:
56,8% - родители;
9,4% - опекуны и попечители;
7,9% - иные родственники несовершеннолетних;
4,4% - специалисты по охране прав детей органов опеки и попечительства;
3,8% - несовершеннолетние (в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 2,2%);
3,6% - руководители и сотрудники детских учреждений;
3,2% - представители общественных организаций;
2,3% - должностные лица органов исполнительной власти;
2,1% - депутаты Государственной Думы и Московской городской Думы;
1,6% - выпускники детских домов и школ-интернатов;
4,9% - иные лица.
Причины обращения к Уполномоченному:
43,9% - жалобы на нарушения жилищных прав детей (вопросы улучшения жилищных условий; сделки с жильем; нарушение порядка ордерования общежитий; выселение при сносе домов; непризнание за детьми права на жилое помещение; реализация жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
6,9% - жалобы на нарушения прав ребенка на проживание с родителями, воспитание и заботу с их стороны, а также права на общение с родителями и другими родственниками (споры об определении места жительства ребенка, нарушение права отдельно проживающего родителя, а также прав других родственников на общение с ребенком, участие в его воспитании);
5,3% - жалобы на нарушения имущественных прав ребенка (на получение алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, выплаты денежных средств для детей, находящихся под опекой (попечительством); вопросы наследства);
4,1% - обращения за квалифицированной юридической помощью (подготовка исковых заявлений, кассационных жалоб, сбор доказательств для судебных процессов и т.д.);
3,9% - жалобы на необоснованные отказы в паспортизации, регистрации несовершеннолетних, нарушения прав в вопросах предоставления гражданства;
3,8% - жалобы на нарушение права на жизнь, безопасность, неприкосновенность личности, уважение человеческого достоинства детей, охрану здоровья, на образование (насилие по отношению к детям в семьях и в образовательных учреждениях всех видов; содержание и воспитание детей в социально неблагополучных или экологически неблагоприятных условиях, нарушение прав детей-инвалидов);
3,8% - жалобы на нарушения прав детей в вопросах опеки и попечительства, усыновления;
3,2% - жалобы на нарушения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников детских домов и приравненных к ним лиц;