Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году

О некоторых аспектах деятельности
 Правительства Москвы в сфере
социальной защиты детей


В 2006 году политика Правительства Москвы, как и в предыдущие годы, оставалась социально ориентированной.

Комплекс мероприятий по реализации Московского трехстороннего соглашения на 2006 год, базирующегося на эффективной многоуровневой системе социального партнерства, обеспечил создание условий для успешной реализации национальных проектов, сохранения высоких темпов социально-экономического развития, роста поступлений в бюджет города, выполнения городских целевых программ, повышения жизненного уровня населения.

Реальная оплата труда выросла на 16 процентов. Опережающими темпами росла заработная плата работников отраслей бюджетной сферы города: повышена ставка 1 разряда Единой тарифной сетки учреждений городской социальной сферы до 2530 рублей, фонд оплаты труда увеличился в 1,5 раза. Городской минимум оплаты труда поднят с 3,6 тыс. рублей до 4,9 тыс. рублей.

Построено 94 дошкольных учреждения, 22 образовательные школы и 4 блока начальных классов, 3 поликлиники, 3 больничных корпуса, хоспис, роддом в городе Зеленограде.

В 2006 году введено в эксплуатацию около 5 млн. кв.метров общей площади жилых домов, в том числе 1,87 млн. кв.метров по городским социальным программам. Объемы предоставления жилья по Московской программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2006-2008 годы" увеличены с 200 тыс.кв.метров до 270 тыс.кв.метров; для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены 550 однокомнатных квартир (из них 496 - в домах-новостройках).

Отдельными квартирами были обеспечены семьи, состоящие на жилищном учете: 105 семей с детьми-инвалидами, 122 многодетные семьи с 5 и более детьми, 70 многодетных семей с 4 детьми, 349 многодетных семей с 3 детьми, 212 одиноких матерей.

С 2006 года город приступил к реализации дополнительных мер, направленных на ускоренное обеспечение жильем многодетных семей с 5 и более детьми. В план 2007 года для завершения этой работы включено 199 семей.

В 2007 году планируется обеспечить жильем семьи с несовершеннолетними детьми-инвалидами - колясочниками, проживающие в отдельных квартирах, и семьи с детьми-инвалидами, проживающие в коммунальных квартирах и общежитиях, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года (всего 909 семей). В последующие два года программа по обеспечению жилыми помещениями семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдельных квартирах, вставших на учет до 1 марта 2005 года, будет продолжена (в 2008 году подлежат обеспечению 1054 семьи, вставшие на учет до 1 января 2001 года, в 2009 году - остальные 1112 семей).

В течение 2006 года Правительство Москвы постоянно осуществляло мониторинг предоставления социальных услуг и гарантий различным категориям населения и в целом обеспечило стабильный уровень социальной поддержки москвичей.

Полностью выполнена намеченная на 2006 год Комплексная программа мер социальной защиты жителей города Москвы. Это позволило улучшить качество и увеличить объемы предоставления необходимой государственной социальной помощи жителям города Москвы, повысить уровень их социальной защищенности. На мероприятия Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы направлено из бюджета города Москвы 192,4 млрд.рублей.

В рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, демографической и жилищной политики, принятых на федеральном уровне, Правительством Москвы были намечены и реализованы дополнительные меры, направленные на улучшение жизни москвичей и предоставление им необходимых государственных услуг и гарантий.

В первоочередном порядке осуществлялась разносторонняя социальная и материальная поддержка ветеранов, решались вопросы их медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. Значительные средства бюджета города Москвы направлялись на социальную поддержку семей с детьми, охрану здоровья детей, реализацию молодежной политики, поддержку сферы образования и воспитания подрастающего поколения, бесплатное школьное питание и оздоровительные мероприятия.

Осуществлялись меры, направленные на сохранение уровня жизни семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставлялись свыше 530 тыс. малообеспеченных семей, на их финансирование направлено 4,8 млрд.рублей. Свыше 550 тыс. семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, получали ежемесячные пособия, размеры которых с 1 января 2006 года были увеличены в 2 раза. Многодетным семьям, одиноким матерям, родителям детей-инвалидов наряду с основным пособием на ребенка выплачивались ежемесячные городские доплаты. На выплату пособий и городских доплат семьям с детьми в 2006 году было направлено 3 млрд. рублей.

На 2007 год предусмотрен дальнейший рост размеров выплат и городских доплат различным категориям семей с детьми.

Так, неработающему родителю (усыновителю, опекуну), занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 3 лет, выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата из средств городского бюджета в размере 1100 рублей. С 1 января 2007 года данная выплата распространена на детей-инвалидов до 18 лет и на инвалидов с детства до 23 лет, ее размер составляет 4500 рублей.

В целях поддержки студенческих семей с детьми в возрасте до 3 лет увеличен размер ежемесячной компенсации на продукты питания с 550 рублей до 1650 рублей.

Значительно (с 4500 рублей до 6000 рублей) увеличен размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного.

Правительством Москвы утвержден Порядок оплаты труда приемных родителей, в соответствии с которым ее размер составил 3,5 размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью.

При составлении программ социально-экономического развития административных округов предусматривается включение мер социальной защиты жителей и развития социальной сферы, в том числе социальной поддержки малообеспеченных граждан префектурами административных округов и управами районов города Москвы за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы.

Ежегодно при подготовке доклада Уполномоченный обращается в адрес префектов административных округов с просьбой предоставить информацию о деятельности префектур по обеспечению и защите прав детей.

В последние годы ряд префектур серьезно и полно анализирует свою деятельность с точки зрения выполнения окружных целевых программ, связанных с положением детей во всех сферах их жизнедеятельности на подведомственной территории, делает соответствующие выводы и намечает пути решения проблемных вопросов на уровне города, вносит предложения по совершенствованию законодательной базы.

Наиболее полный анализ работы за 2006 год представили префектуры Центрального, Северного, Северо-Восточного и Юго-Восточного административных округов города Москвы.

Одной из актуальных проблем, решению которой Правительство Москвы, Департамент образования города Москвы, префектуры уделяли в 2006 году серьезное внимание, является обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.

В целях ликвидации очередности по устройству детей в детские сады проведен комплекс мероприятий, направленных на размещение, проектирование и строительство дошкольных образовательных учреждений по городскому государственному заказу, передачу в систему образования города Москвы ведомственных детских садов, более рациональное использование имеющихся помещений дошкольных учреждений.

Так, в результате проведенной работы только в Северо-Западном административном округе города Москвы принято в систему образования города Москвы 7 ведомственных детских садов, построено 4 новых, к началу 2006-2007 учебного года открыто дополнительно 1310 мест, ликвидирована очередность по устройству детей в двух крупных районах: Митино и Строгино.

В целях создания равных стартовых возможностей к началу обучения в школе детей от 5 до 7 лет, максимального охвата их разными формами дошкольного образования во всех округах города Москвы открыты дополнительные группы кратковременного пребывания. Только в Северном административном округе города Москвы количество групп кратковременного пребывания увеличилось с 54 в 2005 году до 104 в 2006 году.

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года N 104-ПП "О развитии системы дошкольного образования в городе Москве" и в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 28 марта 2006 года N 157 "Об утверждении порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы" в городе был введен новый порядок комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. В городе Москве работают 136 районных комиссий по комплектованию, за период с 1 августа 2006 года по 1 января 2007 года ими было выдано 24 тыс. путевок в детские сады по месту жительства детей.

Создание единой информационной системы по комплектованию дошкольных образовательных учреждений также способствует снятию очередности, не допуская дублирования записи одного и того же ребенка в несколько детских садов, как это имело место до 2006 года.