Споры о порядке осуществления родительских прав являются чрезвычайно сложной категорией дел как для рассмотрения уполномоченными государственными и муниципальными органами, так и для последующего исполнения. Сам предмет этих споров подразумевает крайнюю степень эмоциональности сторон, которая нередко принимает весьма агрессивные формы и не позволяет участникам спора трезво оценивать ситуацию.
Соблюдение прав и интересов ребенка при рассмотрении этих споров является основной задачей и в то же время главным камнем преткновения. Интересы ребенка нередко подменяются сторонами такими понятиями, как материальное или жилищное положение, мнение ребенка о споре, которое не всегда отвечает его интересам или может быть внушено одним из родителей, родственниками и т.д.
При разводе родители часто по-разному видят будущее своих детей. Несовпадение их взглядов подпитывается взаимными обидами из-за распавшегося брака и может превратиться в банальное выяснение отношений между бывшими супругами, когда ребенок становится дополнительным веским аргументом, а его интересы подменяются интересами враждующих родителей.
Подавляющее большинство нарушений прав несовершеннолетних при указанных спорах происходит в результате неправильного, непримиримого поведения родителей.
Практика обращений к Уполномоченному по данной категории дел свидетельствует, что на досудебной стадии их рассмотрения типичными являются следующие виды нарушений прав детей.
1. Нарушение одним из родителей права ребенка на общение с другим родителем и иными родственниками, психологическое воздействие на ребенка.
Специалисты органов опеки и попечительства муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве стараются примирить родителей ребенка в целях заключения соглашения о порядке осуществления родительских прав. К большому сожалению, это удается далеко не всегда.
Один из системных недостатков такого подхода - изучение вопроса только в юридическом и общежитейском аспектах, без привлечения квалифицированных специалистов в области семейной психологии, конфликтологии и педагогики.
Практика показывает, что при наличии спора о порядке осуществления родительских прав, если достичь соглашения сторон не удается, необходимо, как минимум, проведение экспертизы детско-родительских отношений, а в некоторых случаях желательно психологическое сопровождение таких семей. При наличии спора вопрос об экспертизе рано или поздно все равно встанет, а затягивание рассмотрения спора однозначно не соответствует интересам ребенка.
В настоящее время в городе Москве недостаточно государственных учреждений, способных квалифицированно проводить такого рода экспертизы и оказывать реальную помощь в разрешении сопутствующих конфликтных ситуаций.
К сожалению, кардинально изменить положение только путем привлечения квалифицированных психологов и педагогов вряд ли возможно, так как всегда найдутся особо непримиримые родители, которые попросту не захотят обращаться к специалистам по рекомендациям или требованиям органов опеки и попечительства и (или) суда. Как правило, именно такие родители длительное время удерживают детей у себя, не позволяют им общаться с другим родителем и его родственниками, настраивают детей в соответствии со своей позицией.
Противостоять таким проявлениям "родительской любви" с помощью имеющихся механизмов государственного воздействия крайне тяжело.
В ряде стран, членов ООН, в таких случаях практикуют превентивное вмешательство уполномоченных государственных органов. Это может выражаться, в частности, во временном изъятии ребенка из конфликтной атмосферы разрушающейся семьи до разрешения спора по существу, что позволяет оградить его от давления со стороны эмоционально возбужденных родителей. Изъятие ребенка из семьи может осуществляться с временным помещением его в иную семью, которой доверяют стороны, в патронатную семью или в специализированный реабилитационный центр. В каждом из таких случаев родители могут общаться с ребенком, навещать его, участвовать в процессе его воспитания до разрешения спора по существу. Такой подход позволяет оградить ребенка от психологического давления и дает возможность контролировать реальное положение дел.
К сожалению, в нашей стране государство не использует подобных механизмов и фактически пускает "семейное дело" на самотек, оставляя возможность надеяться только на порядочность и здравый смысл родителей.
Пренебрежение превентивной ролью государства в этой области приводит к существенному нарушению прав и законных интересов детей, которые подвергаются постоянному психологическому насилию и вынуждены участвовать в спорах взрослых. Эксперты утверждают, что нередко дети, пережившие такой стресс в несовершеннолетнем возрасте, впоследствии не способны создать собственные полноценные семьи. Полученные ими эмоциональные травмы бывают настолько глубокими, что оставляют свой след на протяжении всей жизни.
Именно поэтому Правительству Российской Федерации и Государственной Думе необходимо принять безотлагательные меры для укрепления правовых основ превентивного вмешательства государственных органов в соответствии с подпунктом "d" пункта 47 Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка.
Превентивное вмешательство государства в область семейного права необходимо также во многих других случаях, в частности, для ограждения ребенка от физического или сексуального насилия. В таких случаях не нужно будет дожидаться наступления деструктивных последствий для запуска громоздкой машины государственного обвинения.
Отсутствие механизмов превентивного вмешательства государства на ранних стадиях рассмотрения споров порождает порочную практику вынесения неисполнимых судебных решений. Через месяцы, а иногда и годы судебных тяжб ребенок просто не узнает, а нередко и боится родителя, который не имел возможности общения с ним.
Необходимо очень внимательно отнестись к этой проблеме и разработать дифференцированный механизм превентивных мер, которые позволят ребенку общаться с обоими родителями и исключат возможность оказания на него психологического давления.
Применение превентивных государственных мер нельзя рассматривать как нарушение преимущественного права родителей на воспитание своих детей, если данные меры направлены на защиту прав и интересов ребенка. Только оперативность и открытость этой процедуры позволят эффективно осуществлять государственную защиту прав и законных интересов детей от злоупотреблений со стороны родителей.
Введение в Российской Федерации системы ювенального правосудия могло бы обеспечить квалифицированное применение превентивных мер и создание стабильной судебной практики по делам, касающимся интересов несовершеннолетних. Однако вопрос о применении указанных мер в настоящее время мог бы решаться и в системе общего правосудия в максимально короткие сроки до разрешения спора по существу.
К сожалению, во многих случаях органы опеки и попечительства вынуждены ограничивать свои действия по защите прав несовершеннолетних от злоупотреблений со стороны родителей лишь рекомендациями и предупреждениями, которые могут попросту игнорироваться теми, кому они предназначены.
2. Формальное отношение органов опеки и попечительства к спору или их предвзятая позиция.
Человеческий фактор часто является определяющим при обращении граждан к специалистам уполномоченных органов для защиты прав несовершеннолетних детей. Нередко от отношения конкретного должностного лица к служебным обязанностям зависит судьба ребенка.
На контроле Уполномоченного находился следующий факт. Специалист органа опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Южное Бутово в городе Москве провел обследование жилищно-бытовых условий по адресу, указанному Г. (отцом малолетнего Саши) и его нынешней супругой, и составил акт данного обследования с отражением в нем наименований и характеристик конкретных предметов мебели и интерьера, отметив в заключении, что ребенку целесообразно проживать именно в этой квартире.
Решением Нагатинского районного суда города Москвы местом жительства ребенка было определено место жительства его матери, Г. был обязан передать ей ребенка.
Выехавшие по указанному Г. адресу судебные приставы-исполнители обнаружили, что дома по данному адресу не существует.
По запросу Уполномоченного Зюзинской межрайонной прокуратурой города Москвы была проведена проверка указанного факта, по результатам которой Руководителю муниципалитета внутригородского муниципального образования Южное Бутово в городе Москве было внесено представление о недопущении подобных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.