Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году

О соблюдении прав детей при улучшении
 жилищных условий с использованием
ипотечного жилищного кредитования


В 2006 году к Уполномоченному поступали обращения граждан, которые имеют несовершеннолетних детей, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и хотели бы улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилого помещения по договору купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования.

Указанные граждане жаловались на органы опеки и попечительства, которые отказывались рассматривать вопрос о выдаче разрешения на передачу приобретаемого жилого помещения в залог.

Данное разрешение от граждан требовал коммерческий банк "Московское ипотечное агентство" в случаях, когда жилые помещения приобретались по договору купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования в равнодолевую собственность с несовершеннолетними детьми.

В обоснование своих требований банк ссылался на пункт 3 статьи 6 и пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", статью 60 СК РФ и статью 37 ГК РФ и утверждал, что в случае непредставления соответствующего разрешения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в государственной регистрации права собственности и государственной регистрации ипотеки будет отказано в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Анализ норм действующего законодательства показал, что позиция каждой из спорящих сторон основана на законе.

Согласно пункту 3 статьи 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила статьи 37 ГК РФ.

Пункт 2 статьи 37 ГК РФ предусматривает, что "опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог".

Таким образом, при передаче имущества, находящегося в собственности несовершеннолетнего, под залог необходимо предварительно получить разрешение органа опеки и попечительства.

Однако если толковать данную норму закона, то можно заметить, что орган опеки и попечительства согласно данной статье ГК РФ должен давать свое согласие на залог уже имеющегося в собственности несовершеннолетнего имущества.

Так как на момент обращения в органы опеки и попечительства в собственности у несовершеннолетнего ничего нет, то, соответственно, и разрешение органа опеки и попечительства на передачу жилого помещения в залог не нужно. Этим положением, а также ссылкой на то, что Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" прямо не предусмотрено предоставление разрешения органа опеки и попечительства в данном случае, руководствуются органы опеки и попечительства, отказывая гражданам в рассмотрении вопроса о выдаче требуемого разрешения.

Вместе с тем пункт 1 статьи 77 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" устанавливает, что "жилой дом или квартира, приобретенные или построенные полностью либо частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации … считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на жилой дом или квартиру".

Таким образом, одновременно с приобретением права собственности на долю в квартире имущество несовершеннолетних будет передано в залог.

Но в то же время статья 37 ГК РФ устанавливает, что залог имущества, принадлежащего несовершеннолетним, может быть произведен только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, а в данном случае между приобретением несовершеннолетними права собственности и передачей принадлежащего им имущества под залог отсутствует временной промежуток, в течение которого было бы возможно получить необходимое разрешение от органа опеки и попечительства.

Поскольку право собственности на имущество и залог имущества возникают одновременно, то вполне понятны требования коммерческого банка "Московское ипотечное агентство" о получении согласия от органа опеки и попечительства на залог имущества несовершеннолетних до государственной регистрации их права собственности на данное имущество, поскольку необходимое разрешение должно быть получено до залога имущества, то есть до его государственной регистрации, а значит и до того как несовершеннолетние станут его собственниками.

Возможность различного толкования норм действующего законодательства привела к возникновению разногласий по данному вопросу, что в первую очередь негативно отразилось на семьях, желающих улучшить свои жилищные условия с помощью социальной ипотеки.

Для некоторых семей данный способ приобретения жилого помещения является единственной возможностью в ближайшее время улучшить свои жилищные условия и соответственно создать своим детям нормальные условия для их развития и воспитания.

Ни для кого не секрет, что зачастую семьи, имеющие несовершеннолетних детей, вынуждены проживать в тяжелейших жилищных условиях, что в первую очередь неблагоприятно отражается на физическом и психическом состоянии детей.

Следует заметить, что в настоящее время практически все органы опеки и попечительства это понимают и, несмотря на то, что данный вопрос окончательно не урегулирован, идут навстречу семьям, которые к ним обращаются, выдавая требуемое банком разрешение. Но, к сожалению, в ряде случаев родителям пришлось потратить немало сил и нервов для того, чтобы это разрешение получить.

К Уполномоченному обратился Р. с жалобой на действия органа опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве.

Р. с женой и несовершеннолетней дочерью состояли на учете по улучшению жилищных условий в Западном административном округе города Москвы.

На основании распоряжения префекта ЗАО города Москвы семье Р. была предоставлена квартира по договору купли-продажи с использованием ипотечного кредита, которая оформлялась в долевую собственность с несовершеннолетней дочерью заявителя. Поскольку одновременно с приобретением права собственности на долю в квартире имущество несовершеннолетней было бы передано в залог, коммерческий банк "Московское ипотечное агентство", ссылаясь на статью 60 СК РФ, статью 37 ГК РФ, потребовал от Р. разрешение от органа опеки и попечительства на передачу приобретаемого жилого помещения под залог.

Однако орган опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве отказался предоставить требуемое разрешение, мотивируя это тем, что орган опеки и попечительства должен давать свое согласие на залог уже имеющегося в собственности несовершеннолетней имущества, а так как на момент обращения в орган опеки и попечительства в собственности у несовершеннолетней ничего нет, то, соответственно, и разрешение органа опеки и попечительства на передачу жилого помещения в залог не нужно.

Для разрешения возникшей ситуации Р. был вынужден обратиться в суд, который своим решением обязал муниципалитет дать требуемое разрешение.

Уполномоченным и сотрудниками его аппарата в данный момент ведется работа по поиску путей разрешения возникшей проблемы. Уполномоченным направлены запросы в Верховный Суд Российской Федерации, а также в Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с просьбой дать разъяснения по данному вопросу. В зависимости от полученных ответов будут определены дальнейшие направления деятельности по разрешению возникшей правовой коллизии.

Также следует отметить недостаточную информированность органов опеки и попечительства о проводимом Правительством Москвы в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы эксперименте по реализации очередникам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, жилых помещений по договорам купли-продажи с использованием ипотечного жилищного кредитования.

Прежде всего речь идет о тех гарантиях, которые предусмотрены для защиты прав несовершеннолетних в случае неисполнения заемщиком своих обязательств или наступления иных юридических фактов (смерть, тяжелая болезнь родителей).

Опасения органов опеки и попечительства, что права несовершеннолетних - собственников жилья не будут должным образом защищены, также в ряде случаев создавали сложности в получении разрешения.

В ближайшее время Уполномоченным будут подготовлены информационные письма, в которых будут перечислены гарантии, предусмотренные для защиты прав несовершеннолетних в рамках указанной программы. Информационные письма будут направлены в органы опеки и попечительства города Москвы.