Недействующий

О Городской комплексной программе "Спорт Москвы - 2" (2007-2009 годы) (с изменениями на 2 февраля 2010 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 17.01.2013 N 7-ПП)

3.5. Спорт в государственных
общеобразовательных учреждениях


Ситуация, сложившиеся в настоящее время в сфере физкультурно-спортивной работы в учреждениях образования города Москвы характеризуется как стабильная.

В то же время в ряде образовательных учреждений Москвы технические и гигиенические условия физкультурно-спортивных зон (спортивные залы, душевые, раздевалки, спортивный инвентарь и оборудование, комнаты для хранения спортивного инвентаря, покрытия спортивных площадок) не соответствуют современным требованиям организации физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.

Нуждается в существенном обновлении процесс физического воспитания в образовательных учреждениях. Сегодня число образовательных учреждений различных типов составляет около 4 тысяч и в них обучается 1,4 миллиона детей, подростков, молодежи. Объем двигательной активности, необходимый для поддержания и улучшения уровня здоровья детей 7-17 лет, в настоящее время составляет лишь 25-40% от требуемого норматива.

Существующие нормы организации занятий физической культурой необходимо увеличить до 3 академических часа в неделю в общеобразовательных школах и колледжах, до 4 часов в вузах, что поможет решить проблемы необходимого объема двигательной активности школьников и студентов. Программа предусматривает доведение объема двигательной активности обучающихся всех типов образовательных учреждений до физиологической нормы.

Развитием физической культуры и спорта в учебных округах и в образовательных учреждениях занимаются 10 детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) с филиалами, созданными на базах школ в каждом районе города Москвы. Административный состав 10 ДЮКФП составляет 296 человек, а также 1351 педагогов дополнительного образования. В ДЮКФП культивируется 50 видов спорта, контингент занимающихся по состоянию на 31 декабря 2006 года составил 36270 человек. Учебный процесс по физической культуре осуществляют 3242 учителя физкультуры, в дошкольных образовательных учреждениях - 1493 воспитателя физкультуры, в колледжах - 221 преподаватель физического воспитания, в специальных коррекционных учреждениях - 197 специалистов. С учетом решения вопросов модернизации физического воспитания в школах Москвы не хватает 1100 учителей физкультуры, а системе дополнительного физкультурного образования необходимо дополнительно 1015 педагогов и 312 тренеров-преподавателей.

В целях пополнения кадрового состава учителей и тренеров физической культуры Программа предусматривает улучшение условий их профессиональной деятельности, что позволит полностью обеспечить учителями физической культуры и тренерами образовательные учреждения города Москвы.

Основой выполнения учебных программ по физическому воспитанию, массовости, качества обучения, решения оздоровительных задач и антитравматизма является должное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Однако многие спортивные площадки не имеют сертифицированных, безопасных покрытий.

Программа предусматривает организацию системы сертификации площадок, спортивного оборудования и инвентаря.

Важным параметром физкультурно-спортивной работы является обеспечение инвентарем и оборудованием учебной и внеклассной спортивной работы. От этого показателя во многом зависит выполнение учебных программ, качество учебно-воспитательного процесса и техника безопасности на занятиях физической культурой. Недостаточно оснащена спортивным инвентарем и оборудованием начальная школа. В целом в 56% образовательных учреждений города наблюдается нехватка спортивного инвентаря для изучения отдельных видов спорта.

Анализ качественных параметров инвентаря и оборудования свидетельствует о его недостаточном уровне.

Программа направлена на реализацию постановления Правительства Москвы от 5 сентября 2006 года N 672-ПП "О реализации мероприятий по развитию массового детского и юношеского спорта и созданию на базе общеобразовательных школ города Москвы необходимой материально-технической базы".

Необходимым условием внедрения современных технологий в учебный процесс по предмету физическая культура является оснащение кабинета учителя, а по необходимости и спортивного зала школы (как учебной аудитории) техническими средствами обучения, в том числе компьютерами. Электронные технологии в физическом воспитании используют только 12% учителей физической культуры общеобразовательных учреждений.

Программа предусматривает оснащение учреждений образования интерактивными методическими кабинетами, компьютерной техникой, средствами диагностики уровня физической подготовленности школьника.

Приоритетными направлениями в работе являются:

- повышение качества урока физической культуры, внедрение в учебный процесс новых дидактических методик;

- учет индивидуального уровня физического развития и физической работоспособности обучающихся;

- развитие мотивации обучающихся к занятиям спортом;

- контроль за качеством учебного процесса;

- учет состояния материально-технической базы учреждений;

- совершенствование профессиональной деятельности кадрового состава;

- обеспечение системы мер, направленных на предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями.

Физическое воспитание в учебных заведениях профессионального образования проводится в соответствии с комплексной программой. Однако из-за отсутствия должной материально-технической базы во многих учреждениях из программы исключены плавание и лыжная подготовка. Требует усиления работа с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Программа предусматривает организацию плавательной подготовки для 10 тысяч учащихся в школах и средних образовательных учреждениях и целенаправленную деятельность с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Важную роль в физическом воспитании обучающихся играет преемственность физкультурного образования.

С 2001 года в ДОУ стали разрабатываться программы, которые воспитатели составляют с учетом специфики детского сада и контингента детей.

Составлены программы по физическому воспитанию для детей с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата. Широко пропагандируются нетрадиционные формы физического воспитания детей.

Одним из направлений деятельности Центра физического воспитания является внедрение программы "Малыши открывают спорт", которая направлена на ориентацию семьи к активному двигательному досугу и семейным формам физического воспитания. Расширяется программа массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время Центром физического воспитания предусмотрена работа: