Недействующий

О расширении применения диметилового эфира и других альтернативных видов моторного топлива (с изменениями на 23 октября 2012 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 02.06.2020 N 702-ПП)

2. Цели и задачи Программы

2.1. Целью разработки Программы является:

- решение проблемной ситуации с неблагоприятной экологической обстановкой в городе Москве вследствие интенсивного развития и использования городского транспортного комплекса и, в частности, снижение вредных выбросов с отработавшими газами от наземного автотранспорта на окружающую среду;

- выбор на основании технико-экономического и социально-экономического анализов оптимальной организационной, технической и нормативной правовой модели и наиболее эффективных механизмов реализации Программы.

Разработку Программы необходимо производить как составную часть городской среднесрочной экологической программы.

Программа должна предусматривать реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение приоритетных городских проблем, связанных со снижением негативного влияния выбросов с отработавшими газами от автотранспорта на окружающую среду города и здоровье населения, в том числе:

- технических (включая создание новых ресурсосберегающих решений);

- инфраструктурных (включая перепрофилирование имеющихся мощностей и создание новых производств на базе современных технологий);

- экономических (включая налоги, платежи и привлечение дополнительных инвестиций на развитие городской транспортной инфраструктуры);

- организационно-правовых.

Программа должна распространяться на все объекты автотранспортного комплекса независимо от их форм собственности, но в первую очередь - на объекты, находящиеся в городской собственности, а также органы контроля и надзора.

Программа должна быть согласована с приоритетными целями и задачами развития территории города Москвы, установленными Генеральным планом развития Москвы на период до 2020 года, а также с другими основополагающими документами и нормативными актами, принятыми органами исполнительной власти города Москвы.

2.2. Состояние вопроса, характеристика и прогноз развития.

Интенсивный рост города, изменения в образе жизни, гибкость в использовании частного легкового транспорта - все эти обстоятельства за последние 10-12 лет привели к резкому увеличению интенсивности дорожного движения в Москве.

На учете в органах ГИБДД по городу Москве состоит около 3 млн.единиц транспортных средств (далее - ТС), еще около 400 тыс.ТС ежедневно прибывают в столицу из других регионов страны.

Ежегодный прирост автопарка столицы составляет 110-120 тыс.ТС.

Учитывая эти темпы роста, а также реализуемые Правительством Российской Федерации мероприятия по модернизации автопроизводящей отрасли страны, к 1 января 2010 года величина городского автопарка может достигнуть уровня 3,8 млн.единиц автотранспортных средств, а к 1 января 2015 года - 4,9-5,0 млн.единиц.

Одновременно в движении на городской улично-дорожной сети находятся до 300 тыс.единиц ТС.

Годовой объем потребления моторного топлива составляет более 3,4 млн.тонн (при темпе прироста 8-9% в год).

Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Величина ежегодного экологического ущерба (загрязнение атмосферы, шум и т.д.) от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации достигает 1,5-2% валового национального продукта (ВНП) России.

В Москве, где на городской территории сосредоточено около 10% всего автопарка страны, транспорт является одним из основных загрязнителей - на его долю приходится более 80% всех выбросов в городскую атмосферу. В виде отработавших газов, продуктов испарения бензина и других вредных примесей в атмосферу ежегодно выбрасывается более 1 млн.тонн загрязняющих веществ.

Наиболее остро негативные последствия автотранспортной деятельности проявляются на городских территориях, характеризующихся интенсивным движением транспорта. Для населения, проживающего на таких территориях, существует реальная угроза здоровью в связи с загрязнением окружающей среды выбросами и отходами автотранспорта, а также сверхнормативным шумовым воздействием от транспортных потоков.

В центральных районах города Москвы концентрации в воздухе оксида углерода, оксидов азота и углеводородов в разы превышают предельно допустимые пределы.

Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду весьма разнообразно: материальные загрязнения (газообразные, жидкие и твердые), энергетические загрязнения (шум, вибрация, тепловое и электромагнитные излучения).

Однако наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей.

Среди причин, способствующих росту негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды города и здоровье населения, необходимо отметить следующие:

- низкие экологические характеристики автомобилей и моторного топлива;

- значительное количество ТС с высокими возрастными параметрами;

- неудовлетворительное техническое состояние эксплуатируемого автопарка, недостаточное развитие услуг в области технического обслуживания автомобилей, недостатки в организации экологического контроля автотранспортных средств;

- несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды от воздействия автотранспорта;