Решение проблемы вовлечения в активный социально-экономический оборот НХП на основе развития и поддержания эффективной товаропроводящей сети народных промыслов и создания необходимой социально-культурной инфраструктуры осуществляется путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.
Разработка и выполнение соответствующих программных мероприятий могут быть обеспечены в сценарных условиях 2 типов.
При первом типе сценарных условий определяются основные цели Программы. Для их достижения осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса мероприятий.
При втором типе сценарных условий задаются или принимаются в качестве исходных данные о реальных объемах финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации Программы. Исходя из этого, выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей. При этом второй тип сценарных условий включает два варианта, при осуществлении которых:
- финансирование сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования;
- финансирование сосредоточено на наименее затратных мероприятиях вне зависимости от их расчетной эффективности.
Первый тип сценарных условий и варианты его реализации имеют преимущество перед вторым типом с точки зрения обоснования целей Программы на основе комплексного учета интересов граждан, общества и государства.
Однако при этом необходим выбор наиболее эффективных комплексных мероприятий, социально-экономическая оценка последствий которых требует использования соответствующей методики, а в ряде случаев модельных расчетов. В настоящее время, в силу сложности, эта проблема часто решается на интуитивном, неформализованном уровне, что определяет сопутствующие организационно-методические риски,
В тактическом плане имеются два основных способа решения проблемы -централизованный, в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, который предполагает осуществление множества эффективных, но относительно слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий, которые осуществляются большим количеством исполнителей при отсутствии единой структуры, механизма, координирующего действия всех участников процесса и балансирующей все мероприятия.
Концентрация ресурсов и управления Программой в едином центре имеет тот главный положительный результат, что только таким образом можно достичь комплексности, взаимосвязанности реализации всех разделов программы по целям, по времени и территориально.
Основной риск централизованного, программно-целевого решения проблемы связан с возможностью появления многочисленных посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия программы не приведут к изменению неблагоприятной ситуации. Преодоление таких недостатков управления предполагает введение коллегиальной формы принятия решений.
Риск децентрализованного решения проблемы состоит в неспособности оперативно сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на нескольких приоритетных, прорывных направлениях, способных в кратчайшие сроки создать производственную базу, радикально решить вопросы формирования социально-культурной инфраструктуры, повысить качество маркетинговой деятельности, в угрозе дублирования усилий участников, в замедленной реакции на возникающие проблемные ситуации.
С учетом оценки имеющихся в городе организационно-финансовых ресурсов, научно-методического потенциала, анализа программных мероприятий действующих и проектируемых ГЦП города Москвы наиболее приемлемой формой решения рассматриваемой проблемы является среднесрочная городская целевая программа, включающая четкий механизм координации и мониторинга всех программных мероприятий.