Недействующий

О дополнительных мерах по созданию товаропроводящей сети для реализации изделий народных художественных промыслов на период до 2010 года (с изменениями на 5 февраля 2009 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 17.04.2014 N 191-ПП)

Раздел 3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой
 сфере без использования программно-целевого метода


Народные художественные промыслы в современной России - это около 300 предприятий в 64 регионах страны (схема 1). При этом значительная часть из них находится в кризисном или предкризисном состоянии, основной причиной которого является засилье на рынке подарков и сувениров России импортной, контрафактной и откровенно поддельной продукции. Такое положение вызвано следующими экономическими причинами.

Развал российской экономики в 1990-1999 годах привел к полному уничтожению всей инфраструктуры сбыта изделий народных художественных промыслов - оптовых республиканских баз (Росгалантерея и Росхозторг), магазинов "Березка", отделов подарков в универмагах и т.д.

По данным проведенных маркетинговых исследований Росгалантерея продавала изделия традиционных народных промыслов на 600 миллионов долларов США, из них около половины через сети магазинов "Березка" и ВНЕШТОРГа (например, 80% от оборота Хохломы продавалось на внешнем рынке). Росхозторг продавал дефицитную в СССР продукцию: хрусталь, фарфор, керамику более чем на 700 миллионов долларов США.

Вместо Росхозторга, из-за отсутствия федерального регулирования ввоза импортного ширпотреба в сегменте подарков для москвичей массового спроса, который занимает 89% рынка подарков Москвы (схема 2), выросли десятки оптовых баз и сотни магазинов, полностью ориентированных на импортные товары. Только чешский фарфор имеет в Москве три оптовых базы общей площадью около 6000 м, а оптовые базы китайской подарочной продукции занимают десятки тысяч квадратных метров.

Емкость сегмента массовой подарочной продукции в Москве составляет 445 миллионов долларов США. Российские товары представлены в этом сегменте в объеме 3% (13 миллионов долларов США) (схема 2). Это происходит потому, что основные игроки этого сегмента - подарочные сети, такие как Красный куб, Мульти и пр., поставляющие товары со своих собственных оптовых баз, начали свою деятельность с оптовых поставок китайских подарков. В этих сетях не может быть и речи о присутствии российской подарочной продукции.

Вместо Росгалантереи оптовых баз не возникло, сегмент традиционных российских подарков составляет 11% рынка подарков Москвы (схема 2). В этом сегменте существуют прямые торговые связи предприятий НХП с магазинами (Арбат, аэропорты и т.д.), в которых 75% продукции представлено китчем, контрафактом, некачественными подделками и китайскими сувенирами.

Более дешевый импортный ширпотреб, контрафакт и подделки, из-за отсутствия федерального регулирования, беспрепятственно попадают на подарочный рынок страны. Подарочные магазины устанавливают на эту продукцию торговую наценку от 300 до 600%. В то время как максимально возможная торговая наценка на подлинные и качественные российские изделия, которая позволяет конкурировать с импортным ширпотребом и контрафактом, составляет 100-130%, что не позволяет покрывать высокие расходы по аренде в существующих торговых центрах. Именно поэтому отечественные изделия вытесняются из существующих подарочных сетей. Это подтверждают результаты эксперимента, проводимого в двух магазинах, открытых в рамках реализации первого этапа создания товаропроводящей индустрии НХП, торгующих только подлинными изделиями НХП и оплачивающие арендную плату по коммерческим ставкам (табл.1).

Дальнейшее сохранение такого состояния чревато потерей российского народного промысла и возникновением негативных социально-культурных и экономических последствий.

Правительство Москвы, рассматривая сохранение народных художественных промыслов в качестве важной государственной задачи и учитывая роль московского рынка подарочной продукции, который составляет более 50% от общероссийского оборота, компенсировало отсутствие федеральной поддержки и приняло ряд постановлений, направленных на создание товаропроводящей индустрии народных художественных промыслов на территории города Москвы.

Эти меры экономической поддержки позволят снизить затраты собственных торговых сетей и обеспечить конкуренцию не только по качеству, но и по цене с импортными и поддельными изделиями.