Как оценка конечных и промежуточных результатов выполнения программы, так и оценка эффективности реализации ее конкретных мероприятий невозможны без функционирования системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе.
Методической основой создания данной системы являются теоретические основы социологического мониторинга качества жизни, в том числе и унифицированные методики. Подобный подход обеспечивает объективность и сравнимость результатов исследований, отслеживание динамик и корректировку тех или иных направлений, процессов в ходе реализации Программы.
Наглядность и применимость результатов исследований будет обеспечиваться использованием систем комплексных показателей и индикаторов качества культурной жизни, в том числе индекса социального самочувствия и т.д. Данные критерии и показатели должны соотноситься с апробированными системами критериев и показателей качества жизни, а также обладать самостоятельным значением при оценке развития социально-культурных процессов на локальном и общегородском уровнях.
Использование соответствующих показателей и индикаторов обеспечит отказ от абстрактного объективизма и универсальности систем показателей и полноправное включение в соответствующие системы индикаторов, характеризующих стратификационную и социокультурную неоднородность современного общества, а также социально-психологическую природу формирования субъективных оценок качества культурной жизни.
В частности, в систему целевых индикаторов и показателей могут быть включены следующие группы:
1. Статистические показатели, характеризующие доступность культурных ценностей для основных категорий населения города Москвы; например, количество театров, библиотек , относительная обеспеченность учреждениями культуры по районам.
2. Социологические показатели, характеризующие структуру культурных потребностей населения города Москвы; например, доля населения города регулярно посещающего театры, музеи, массовые культурно-зрелищные мероприятия.
3. Социологические показатели, характеризующие степень удовлетворенности населения города Москвы состоянием социально-культурной сферы и предложения граждан по ее совершенствованию, например, индекс удовлетворенности состоянием социально-культурной сферы и ее элементов.
4. Статистические и социологические показатели, характеризующие доступность учреждений культурно-досуговой деятельности для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (например, количество учреждений полностью или частично доступных для каждой из категорий инвалидов; доля инвалидов, регулярно посещающих учреждения; доля инвалидов, привлеченных к участию в народном творчестве).
5. Натуральные показатели, характеризующие фактическую полноту выполнения и ресурсного обеспечения программных мероприятий.
6. Организационно-технические показатели, характеризующие структуру рекламно-информационного ресурса.
7. Экономические показатели, характеризующие структуру затрат и финансовые ресурсы.
Внедрение системы программно-целевого управления, ориентированного на результат, переносит акцент бюджетирования в сфере культуры с затрат учреждений культуры на результат деятельности.
Финансирование согласно требованиям бюджетной реформы должно осуществляться не на сеть учреждений, а на услуги.
Одним из действенных путей оптимизации сети может стать перепрофилирование ряда учреждений культуры. К примеру, создание на базе публичных библиотек интеллект-центров, а на базе клубов многопрофильных культурно-досуговых учреждений.
В качестве индикаторов эффективности деятельности учреждений культуры, находящихся в ведении Комитета по культуре города Москвы, и факторов, определяющих систему мероприятий программы, также выступают:
- рост посещаемости учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий;
- необходимость обеспечения безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий;
- сохранность объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции, архивы;
- необходимость расширения объемов внебюджетного финансирования, в том числе общественных пожертвований и спонсорской поддержки;
- необходимость консервации (реставрации) объектов культурного наследия в целях их сохранения и дальнейшего использования;
- необходимость развития материально-технической базы подведомственных организаций, обусловленная износом основных фондов, увеличением требуемых объемов работ по реставрации, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;
- рост потребности в квалифицированных кадрах для отрасли.
Оценка результативности бюджетных расходов предусматривает:
1. Формирование системы оценки результативности бюджетных расходов.
2. Приведение системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на общественно значимые результаты.
Комитетом по культуре города Москвы на основании долголетней практики работы разработаны оценочные (целевые) показатели и следующим шагом предусмотрена их корректировка и создание организационных и нормативно-правовых условий для проведения оценки.