Интенсивный рост города, изменения в образе жизни, гибкость в использовании частного легкового транспорта - все эти обстоятельства за последние 10-12 лет привели к резкому увеличению дорожного движения в Москве.
На учете в органах Управления ГИБДД ГУВД по г.Москве на 1 октября 2006 года состоит более 3 млн.единиц автотранспортных средств, еще около 400 тыс.единиц ежедневно прибывают в столицу из других регионов страны. Одновременно в движении на городской улично-дорожной сети находится до 350 тысяч автотранспортных средств. Ежегодный прирост автопарка столицы составляет 110-120 тысяч автотранспортных средств. Легковой транспорт становится почти монополистом на городских улицах и в жилых зонах. Особенно это заметно в историческом центре столицы.
Учитывая эти темпы роста, а также реализуемые Правительством Российской Федерации мероприятия по модернизации автопроизводящей отрасли страны, к концу 2010 года величина городского автопарка может достигнуть уровня в 4 млн.единиц автотранспортных средств, а к началу 2015 года - 4,9-5 млн.единиц, что значительно осложняет решение проблемы временного размещения автотранспортных средств. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что продолжающееся интенсивное строительство жилых зданий и объектов массового посещения без должного обеспечения их стояночными местами значительно увеличивает имеющийся в городе дефицит парковочного пространства.
Автотранспорт также является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Величина ежегодного экологического ущерба (загрязнение атмосферы, шум, воздействие на климат) от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации достигает 1,5-2% валового национального продукта (ВНП) России.
В Москве, где на городской территории сосредоточено около 10% всего автопарка страны, транспорт является одним из основных загрязнителей - по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на его долю приходится более 80% всех выбросов в городскую атмосферу.
Одним из основных элементов упорядочения движения автотранспорта и его размещения на городской территории и улично-дорожной сети является создание городской системы парковочного пространства. Вопрос размещения автотранспортных средств в крупных мегаполисах рассматривается как составная часть единой системы организации дорожного движения и общей транспортной политики (транспортной стратегии).
Отсутствие комплексного подхода в решении вопросов размещения автотранспортных средств в городе Москве:
- приводит к снижению пропускной способности городских дорог и способствует возникновению транспортных пробок, аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий;
- создает трудности для уборки улично-дорожной сети города (особенно в зимнее время), проведения работ по благоустройству территории, строительству и ремонту дорог;
- препятствует осуществлению полномочий специализированных служб и органов (милиции, пожарной и скорой помощи);
- создает неудобства для пешеходов;
- повышает вероятность совершения противоправных действий в отношении автотранспортных средств;
- нарушает архитектурный облик города и др.
Комплексное решение проблемы создания единой городской системы парковочного пространства позволит обеспечить (в основном, экономическими методами) стимулирование снижения времени нахождения автотранспорта в проблемных транспортных зонах, повысить оборачиваемость мест размещения транспортных средств и снизить максимальную нагрузку на улично-дорожную сеть города.