Недействующий

О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2012 N 324-ПП)

7. Развитие  сотрудничества учебных заведений с
представителями туристского и гостиничного бизнеса

Формирование многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования предусмотрено Городской целевой программой развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2004 года N 515-ПП, и предполагает, в первую очередь, интеграцию образования и практики.

Международная практика свидетельствует, что наряду со специализированными учебными центрами, интегрированными в крупные гостиничные цепи, имеются иные формы связей между гостиницами и центрами подготовки и переподготовки персонала.

Для подготовки персонала гостиниц, находящихся в частной собственности, их владельцы пользуются услугами лицеев и колледжей, входящих, как правило, в систему местного территориального управления. Эти учебные заведения находятся под методическим руководством соответствующих министерств образования. Тем не менее, они самостоятельно с учетом потребностей своих клиентов организаций-заказчиков из числа сложившейся клиентуры - готовят проекты программ обучения, которые затем проходят конкурсную апробацию на местном (региональном) уровне и утверждаются уполномоченным государственным образовательным органом. Данные программы также получают экспертное заключение о соответствии программ принятым квалификационным требованиям к специалистам-профессионалам.

Наиболее последовательными контролерами выполнения программ обучения кадров являются профсоюзные организации конкретных предприятий, которые включают требования по обучению персонала в коллективный договор с администрацией. Условия профессионализации персонала через обучение рассматриваются профсоюзами как форма борьбы за права трудящихся, защиты их основных прав, гарантия от возможной потери рабочего места.

Данная тенденция особенно ощутима на предприятиях гостиничных цепей.

На основе зарубежного и уже имеющегося отечественного опыта можно выделить основные направления формирования интеграционных связей между образованием, наукой и представителями профессиональных сообществ ТГК:

1. Внедрение новых форм, структуры и содержания профессиональной туристкой подготовки, разработки и использования обновляемого информационно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

2. Активное привлечение преподавательского состава и научных кадров к практическим разработкам и исследованиям.

3. Взаимодействие учебных заведений с работодателями и объединением собственников предприятий гостиничного и туристского бизнеса как отраслевым заказчиком на подготовку персонала и специалистов посредством:

- организации целевого заказа на подготовку специалистов (формирование четких требований к знаниям и навыкам выпускников со стороны работодателя; определение потребности в специалистах определенного профиля; стимулирование открытия новых специальностей, направлений);

- привлечения работодателей к отбору выпускников через участие представителей гостиничного бизнеса в дипломных советах и экзаменационных комиссиях вузов, взаимодействие с отделами по трудоустройству студентов, участие в ярмарках вакансий, днях карьеры;

- вовлечения работодателей в процесс получения студентами практических навыков через прием на практику студентов, предоставление базы для защиты дипломов, подготовки курсовых работ;

- участия работодателей в процессе обучения студентов и подготовки преподавателей: преподавание специальных предметов профессионалами гостиничного бизнеса, приглашение преподавателей вуза на стажировку в гостиничные предприятия и участие представителей гостиничного бизнеса в формировании учебных планов.

4. Организация международного сотрудничества в научной и образовательной сферах, реализация совместных образовательных программ с зарубежными учебными заведениями, включая стажировки преподавателей, студентов и аспирантов, повышение квалификации специалистов туристской индустрии.

5. Организация совместной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей решение проблем обеспечения ТГК подготовленным персоналом и специалистами.

Указанные направления интеграции будут способствовать эффективному взаимодействию индустрии туризма и гостеприимства с образовательными и научными учреждениями.