В настоящее время активно формируется современный туристскогостиничный комплекс Москвы.
В соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года в предстоящие 5-6 лет, начиная с 2005 года, ожидается прибавление 248 новых и реконструируемых объектов, рассчитанных на дополнительные 98000 мест.
Уже в течение 2005 года открыто 8 новых гостиниц общей вместимостью 2754 места, до конца 2006 года будут построены и реконструированы еще 13 отелей, емкость гостиничного фонда возрастет на 3212 мест.
Проводится модернизация музейно-выставочной базы; решение вопросов, связанных с туристским транспортом; создание в административных округах столицы туристско-рекреационных зон и т.д.
При этом далеко не всегда планы развития и модернизации туристско-гостиничного комплекса Москвы подкреплены адекватными мерами по обеспечению количественного прироста нужных специалистов.
В таких условиях особое значение приобретает формирование высокопрофессионального трудового потенциала отрасли.
Перед системой подготовки кадров для ТГК столицы особенно остро встают задачи, связанные с удовлетворением текущих потребностей экономики города в квалифицированных специалистах, подготовленных с учетом интеграции Российской Федерации в мировое экономическое пространство.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) приведет к необходимости учета дополнительных требований к функционированию туристской индустрии, уже принятых международным сообществом.
Вместе с тем, система отраслевого профессионального образования оказалась не вполне готовой к решению новых отраслевых задач.
До 1993 года в России основным звеном подготовки и повышения квалификации работников туристской сферы были 1-2 месячные курсы Института повышения квалификации (ИПК) работников туристско-экскурсионных организаций Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а также ИПК "Интуриста". Данное обстоятельство привело к тому, что в российской системе не было создано ни научно-методических основ, ни специальных учебных заведений, ни образовательных программ довузовского, вузовского и послевузовского туристского образования.
Начиная с 1992 года осуществляется работа по созданию системы непрерывного профессионального туристского образования. Однако сегодня сделаны лишь первые шаги по созданию полноценной системы профессионального туристского образования.
Система непрерывного профессионального образования включает в себя:
- довузовское (школьное профильное) образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки всех уровней, повышения квалификации сотрудников туристской отрасли);
- послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).
Структура подготовки специалистов для сферы туризма складывалась стихийно, исходя из потребностей отрасли в период перехода страны к рыночной экономике.
По неофициальным данным в настоящее время в Москве осуществляют подготовку специалистов различного уровня образования для туристско-гостиничного комплекса более ста учебных заведений.
При этом следует отметить, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) не может предоставить исчерпывающие данные обо всех учебных заведениях, готовящих специалистов для ТГК, поскольку база данных Рособнадзора формируется на основе Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО), который предусматривает кодификацию специальностей без указания специализаций.
Довузовская подготовка (школьная) носит, в основном, профориентационный характер и включает в себя формирование профильных классов. Цель довузовского образования - сформировать ориентацию на профессиональную деятельность и выявить у школьников предрасположенность к выбираемой профессии. Сегодня лишь несколько школ в Москве имеют профильные классы, ориентированные на дальнейшее получение выпускниками профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства.
Однако, учитывая перспективы развития туриндустрии, их недостаточно, и для развития профориентации у школьников необходимо создание дополнительных профильных классов.
Около 50 московских учебных заведений (государственных и негосударственных) осуществляют подготовку кадров начального и среднего образования для ТГК столицы, из них программы начального образования по профессиям "Администратор", "Горничная", "Официант, бармен", "Повар" и т.п. в Москве реализуют более 20 учебных заведений, из которых 16 колледжей подведомственны Департаменту образования города Москвы.
В 2006 году эти учебные заведения выпустили более 4 тыс. молодых специалистов.
По предварительным данным 15% выпускников, как правило, продолжают обучение по родственным специальностям, остальные работают по полученным профессиям.
Следует отметить, что часть выпускников (около 40%), работающих по полученным специальностям, вскоре увольняется, т.к. не соответствует требованиям работодателя, поскольку не в полной мере владеют необходимыми знаниями и навыками.
Не лучше обстоят дела и со средним профессиональным образованием в сфере туризма и гостеприимства.
В Москве специалистов для ТГК по программам среднего образования готовят около 50 учебных заведений (14 из них государственные образовательные учреждения города Москвы).