Недействующий

О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2012 N 324-ПП)

8. Обоснование расширения учебно-тренинговой базы
 и создания на базе ГОУ ВПО города Москвы "Московская
 академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса
 (институт) при Правительстве Москвы" учебно-производственного
подразделения по подготовке и повышению квалификации
кадров для туристской индустрии

В настоящее время гостиничная отрасль не испытывает потребности в увеличении количества административно-управленческого персонала. Количество менеджерских позиций во вновь открывающихся отелях на порядок меньше, чем число выпускников вузов с профильным высшим образованием, которое вправе на них претендовать.

Ситуация не изменится вплоть до 2009 года, когда начнется интенсивное строительство и ввод в эксплуатацию новых гостиничных объектов. Это означает, что в ближайшие несколько лет острой необходимости в расширении материально-технической базы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для гостиничного хозяйства не имеется.

Однако с учетом перспективы значительного увеличения номерного фонда московских гостиниц очень остро стоит вопрос подготовки специалистов низшего и среднего звена.

В Москве функционируют всего две специализированные организации, которые имеют условия для обучения практическим навыкам в сфере гостеприимства.

ОАО "Учебно-тренинговая гостиница" служит учебно-технологической базой для студентов и молодежи, которые проходят обучение по специализации "Гостиничный и туристский бизнес". В период с февраля 2003 года по июль 2006 года была организована краткосрочная практика для 3717 студентов. Количество заявок от учебных заведений превышает технологические возможности ОАО "Учебно-тренинговая гостиница" и не может быть удовлетворено в полном объеме.

Полностью специализируется на переподготовке и повышении квалификации работников гостиничных предприятий некоммерческое образовательное учреждение "Городской учебный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично-туристского комплекса" (далее - НОУ "ГУЦ ГТК"). На его базе с февраля 2000 года по июль 2006 года повышение квалификации прошли 5500 человек.

Однако и это предприятие испытывает потребность в расширении базы переподготовки персонала общехозяйственных служб гостиниц.

Основные направления
деятельности

Потребность в переподготовке и
повышении квалификации персонала общехозяйственных гостиничных служб к 2010 году, чел.

Инженерно-техническая служба

14877

Бухгалтерия и экономический
отдел

5314

Прочие общехозяйственные
гостиничные службы

27629

Всего :

47820

В настоящее время технологические возможности НОУ "ГУЦ ГТК" позволяют обучать 916 человек в год.

Начиная с 2007 года, образовательную базу данного учебного центра целесообразно расширять пропорционально росту потребности отрасли в переподготовке и повышении квалификации персонала общехозяйственных служб.

Годы

Потребности в переподготовке персонала, чел.

Технологически
возможности
НОУ "ГУЦ ГТК",
чел.

Прогнозный коэффициент необходимого прироста учебной базы

2006

1865

917

-

2007

2675

917

2,92

2008

7712

2678

2,88

2009

12331

7713

1,60

2010

23237

12341

1,88

Таким образом, ни одно из московских учебных заведений не имеет полноценного учебно-производственного подразделения, на базе которого можно было бы отрабатывать практические навыки уже в ходе самого учебного процесса, как это делается в большинстве зарубежных учебных заведений.

Освоение новых технологий может осуществляться только на современной тренинговой базе для проведения практических занятий студентов и специалистов ТГК.

Функции тренинговых центров полноценно могут выполнять тренинговые гостиницы, в которых на регулярной основе можно проводить практические занятия для студентов и работников предприятий ТГК, обучать их новейшим технологиям обслуживания гостей столицы на современной материально-технической базе с учетом требований международных стандартов.

Формирование современной многоуровневой системы непрерывного профессионального туристского образования невозможно без интеграции образования и практической деятельности, о чем уже говорилось выше.

На начальной стадии эта задача может быть решена путем создания учебно-производственного подразделения по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии (УПП) на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" (ГОУ ВПО МАТГР).

ГОУ ВПО МАТГР в 2006 году отмечает 40-летие. Сорок лет назад это был единственный в стране учебный и научно-методический центр в сфере международного туризма, где осуществлялись повышение квалификации, переподготовка специалистов, проводились международные конференции. В 2000 году данное учебное заведение было преобразовано в ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы", функции учредителя которого от имени города Москвы и по поручению Правительства Москвы осуществляет Комитет по туризму города Москвы.

За время существования ГОУ ВПО МАТГР были освоены программы среднего, высшего и дополнительного отраслевого профессионального образования.

Все имущество ГОУ ВПО МАТГР находится в собственности города Москвы. Полномочия собственника осуществляет Департамент имущества города Москвы.

За ГОУ ВПО МАТГР закреплены в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы.

В этой связи строительство здания, в котором будет размещаться учебно-производственное подразделение, целесообразно осуществлять на земле, находящейся в собственности города. Также логично вкладывать бюджетные средства на расширение материальной базы объекта московского подчинения.

В УПП должны функционировать учебные гостиничные номера различных категорий (3, 4, 5 звезд), учебные кафе, бар, ресторан и т.п.

В задачи УПП входит активное внедрение последних новейших технологий в области гостеприимства и апробация инновационных проектов, организация на постоянной основе практических занятий студентов и работников предприятий ТГК, тренинговых семинаров, мастер-классов, привлечение к проведению стажировок научных сотрудников, преподавателей различных образовательных учреждений, а также представителей предприятий ТГК.

Важным моментом во взаимодействии производственного подразделения с образовательным является разработка системы постоянного повышения профессионального уровня как сотрудников предприятий туриндустрии, так и научно-педагогических кадров.