Недействующий

О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2012 N 324-ПП)

4. Анализ возможности использования зарубежного опыта в
подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса

В настоящее время существуют две основные общепризнанные системы туристского образования: европейская и американская.

Европейская система профессионального туристского образования.

Разнообразию европейского туризма соответствует и разнообразие образовательных школ и программ. Анализ форм профессиональной подготовки показывает, что при всем видимом разнообразии довольно легко определяется их постепенное сближение по нескольким основным направлениям, что позволяет вести речь о сильных сторонах европейского профессионального туристского образования.

1. Сильной стороной европейского образования является чередование теоретических и практических занятий, которые могут реализовываться как в тренинговых центрах при образовательных учреждениях, так и непосредственно на производстве в форме ученичества или стажировок, предусмотренных учебной программой. Соотношение теории и практики по времени на всем протяжении обучения - от начального до высшего уровня - варьируется. Например, продолжительность практического курса для подготовки служащего и технического персонала в учебных заведениях Великобритании, Бельгии, Франции составляет 30% всего бюджета времени образовательной программы, в Германии - от 60% до 90% в зависимости от специальности. Продолжительность практики сокращается по мере повышения уровня обучения. Так, при подготовке руководящего персонала количество практических занятий сокращается в среднем до 10%.

2. Важной особенностью европейской системы профессионального туристского образования является сосредоточение при образовательном учреждении специализированных учебно-практических подразделений или тренинговых центров, характеризующихся наличием специально оборудованных и предназначенных как для обучения, так и для реальной работы баров, ресторанов, гостиниц, туристских компаний.

3. Для европейской системы образования характерна тесная взаимосвязь туристской индустрии с образовательными учреждениями.

4. В европейской образовательной системе осуществляется непрерывное расширение и обновление преподаваемых дисциплин, адаптированных для каждого уровня профессиональной подготовки. Принципиальное отличие европейской образовательной системы от американской состоит в том, что приоритет отдается базовой профессиональной практической подготовке. В настоящее время получили распространение интенсивные курсы, летние школы, тренинг-семинары и др. виды образовательных услуг.

5. Для европейской системы профессионального образования характерна гибкость, последовательность обучения, введение инновационных образовательных программ и методов (дистанционное обучение, обучение в форме накапливаемых "кредитов", неполный учебный день с последующими практическими занятиями и т.д.). В профессиональном образовании в настоящее время делается ставка не только на обучение эффективному управлению для получения прибыли организацией туриндустрии, но и на осознание роли "гостей" и "хозяев" и обучение формированию атмосферы гостеприимства на предприятиях отрасли.

Американская система профессионального туристского образования имеет схожие черты с европейской системой профессионального туристского образования, а также некоторые отличия.

1. Сильной стороной американской образовательной системы является тесная интеграция с общественными профессиональными организациями.

2. Традиционными формами американского образования являются интенсивные курсы и дистанционные образовательные программы, а также система постоянного контроля успеваемости и полученных знаний и навыков.

3. Особенностью профессионального туристского образования в США является формирование на базе образовательных учреждений специализированных отделов (кадровых агентств), занимающихся трудоустройством молодых специалистов, которые соединены единой информационной системой с организациями туриндустрии. Таким образом, образовательное учебное заведение постоянно имеет возможность реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного образовательного уровня.

Анализ основных зарубежных систем туристского образования позволяет сделать вывод о необходимости:

- тесного взаимодействия российских и зарубежных учебных заведений и образовательных центров с целью обмена опытом, методиками и современными технологиями подготовки кадров;

- сотрудничества учебных заведений и предприятий туриндустрии с целью усиления практической направленности в подготовке кадров;

- проведения отраслевых научных исследований и внедрения их результатов в практическую деятельность предприятий туриндустрии, формирования образовательных программ с учетом достижений науки.

Как известно, Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Для повышения конкурентоспособности российского образования, а также принимая во внимание, что в Федеральной целевой программе развития образования в России на 2006-2010 годы предусмотрена реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском (в области высшего образования) и Копенгагенском (в области среднего и начального образования) процессах, при подготовке специалистов для туриндустрии следует учитывать методы, предусмотренные этими процессами.

Оба эти процесса направлены на создание к 2010 году европейской системы высшего, среднего и начального профессионального образования, которая позволит гражданам Европы свободно выбирать высшие учебные заведения, работу, сферу деятельности и страны.

Совместное заявление европейских министров образования было подписано в 1999 году в Болонье и предусматривает построение Зоны европейского высшего образования путем реализации следующих мероприятий:

- принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней образования для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан в любой европейской стране;

- внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачетов одним учебным заведением дисциплин, сданных в другом учебном заведении;

- содействие мобильности студентов и обеспечение доступности образования и практической подготовки ;

- сотрудничество в разработке сопоставимых критериев оценки знаний и методологий, совместных программ обучения и т.п.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

В 2002 году в Копенгагене была принята Декларация о развитии сотрудничества в области начального и среднего профессионального образования в Европе.

Основными задачами Копенгагенского процесса являются повышение качества и привлекательности профессионального образования, развитие мобильности студентов и выпускников учреждений профессионального образования, обеспечение эквивалентности и взаимного признания документов об образовании.

Особенность Копенгагенского процесса состоит в том, что любые инновации в сфере профессионального образования осуществляются при участии социальных партнеров (работодателей) и представителей гражданского общества (учащихся и их родителей).