Недействующий

О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2012 N 324-ПП)

Постановка проблемы. Цель. Задачи

Туризм - одна из ведущих и наиболее развивающихся отраслей мировой экономики, признанная экономическим феноменом минувшего столетия. По мнению экспертов Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в последующие 20 лет темпы роста международного туризма превысят 4% в год.

Мировая туристская индустрия использует труд 212 млн. человек. Это составляет 10,6% от численности занятых во всех областях экономики. В мировой индустрии туризма занят каждый десятый работник. В России в настоящее время также большое количество рабочих мест создается в туристско-гостиничном комплексе (ТГК).

Интенсивное развитие туризма в Москве характеризуется стабильным ростом численности иностранных гостей столицы. Так, по данным Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации через пункты пропуска московской воздушной зоны в 2001 году столицу посетили 1 млн. 715 тыс. иностранных граждан, а в 2005 году количество зарубежных гостей столицы выросло до 3 млн. 487 тыс. человек.

Неотъемлемая часть туристской индустрии - московское гостиничное хозяйство, которое представлено 187 отелями с объемом номерного фонда на 68140 мест (сентябрь 2006 года). Доход московских гостиниц составляет более 20% от результатов экономической деятельности всего российского гостиничного хозяйства.

По данным НИИ статистики Росстата в доходной части бюджета города Москвы доля доходов от туристско-гостиничного комплекса составляет около 7%.

Функционирование отрасли обеспечивает состав специалистов и персонала, сформировавшийся в последние 10-15 лет.

Отели Москвы в настоящее время укомплектованы кадрами в удовлетворительной мере.

По профессиональным категориям почти половина персонала занята в двух основных службах : в управлении номерным фондом (24%) и в службе питания (23%). В службах приема и размещения занято 8,5% работающих в гостиничном хозяйстве, в экономических подразделениях, включая бухгалтерию,- 5%, 14% персонала относятся к инженерно-техническим службам. Во всех остальных многочисленных службах отелей трудится 25,5% рабочей силы всего более, чем по 70 специальностям.

Образовательный уровень персонала московских гостиниц в сравнении с другими отраслями достаточно высок. 43% сотрудников имеют высшее и среднее специальное образование, среди них 19% высшее. Среднее образование имеют 50% работников, незаконченное среднее - около 7%.

Большую часть кадрового состава гостиничной отрасли составляют работники в возрасте старше 40 лет (59%), из них 27% переступили возрастной рубеж в 50 лет.

Наибольшее число работников (43%) занято в гостиницах категории 1-2 звезды, где кадровый состав в течение длительного времени практически не обновляется. Приток молодых специалистов происходит преимущественно в отелях категории 4-5 звезд, доля которых в Москве не превышает 18% (по доле гостиничных мест).

Оценка потребности в специалистах и персонале работников ТГК, прежде всего гостиниц, на перспективу, а также анализ текущего состояния системы подготовки и переподготовки персонала дают основание для вывода, что в существующем виде структура подготовки специалистов и персонала не готова воспроизвести требуемое количество подготовленных работников отрасли. Дальнейшее эффективное развитие ТГК невозможно обеспечить без принятия мер по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Основные направления единой системы управления кадровым потенциалом туриндустрии охватывают:

1. Разработку научно-обоснованной потребности туриндустрии в специалистах, способных обеспечить перспективное развитие столичной туриндустрии, что предполагает учет наличия работающих специалистов, постоянное повышение их квалификации, формирование "отраслевого заказа" на подготовку специалистов, который должен обеспечить кадрами вновь вводимые предприятия и пополнять трудовой потенциал уже действующих предприятий.

2. Непосредственную организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов, подготовку научных работников-отраслевиков на базе высших и средних профессиональных учебных заведений, которые фактически являются исполнителями заказа ТГК на выполнение всех видов образовательной деятельности.

Цель развития системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы:

- формирование в Москве высококвалифицированного кадрового потенциала ТГК;

- создание условий для постоянного роста профессионального мастерства кадрового потенциала ТГК;

- определение проблем, требующих государственной поддержки и создание условий для системного решения вопросов обеспечения ТГК квалифицированными специалистами и персоналом;

- стимулирование деятельности всех участников рынка гостиничных услуг в направлении качественного улучшения подготовки работников и их соответствия реалиям индустрии гостеприимства на современном этапе.

Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:

1. Анализ состояния подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса города Москвы.

2. Анализ и формирование отраслевой научно-обоснованной потребности в специалистах с учетом задач и перспектив развития ТГК Москвы, в том числе на основе Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года. Разработка профессиональных стандартов для работников организаций ТГК.

3. Выявление современных проблем в трудоустройстве молодых специалистов и определение путей их решения.

4. Анализ возможности использования зарубежного опыта в подготовке кадров для туристско-гостиничного комплекса.

5. Оценка эффективности действующих образовательных стандартов, целесообразности их обновления, разработки и внедрения новых образовательных стандартов по профессиям работников ТГК.

6. Укрепление материально-технической базы московских учебных заведений, прежде всего начального и среднего специального образования, готовящих специалистов для ТГК.

7. Развитие сотрудничества учебных заведений с представителями туристского и гостиничного бизнеса.

8. Обоснование расширения учебно-тренинговой базы и создания на базе ГОУ ВПО города Москвы "Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт) при Правительстве Москвы" учебно-производственного подразделения по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии.