На современном этапе большинство молодых специалистов при устройстве на работу сталкивается с целым рядом проблем. Маркетинговые исследования организаций туриндустрии и кадровых агентств позволили выявить основные проблемы:
1. Уровень знаний и навыков, полученных в процессе обучения, не соответствует требованиям предприятий ТГК.
Это вызвано тем, что содержание и качество преподавания во многих специализированных учебных заведениях, и особенно в непрофильных, не корреспондируются с интересами работодателей. Сеть специализированных и имеющих профильные кафедры учебных заведений ориентируется преимущественно на свои собственные цели и ведомственные результаты. Учебные программы и подготовка преподавателей не учитывают многих реальностей гостиничного опыта, преподаватели не связаны с деятельностью гостиниц.
Как правило, требуется доучивание специалистов на рабочих местах по соответствующим должностям. Молодые специалисты направляются на специальные курсы повышения квалификации и другие тренинговые образовательные программы, которые нередко создаются самими предприятиями туриндустрии или их ассоциациями (учебный центр "Туриндустрия" при РСТ, учебные структуры при Ассоциации рестораторов, хотельеров и др.). Нередко только после прохождения соответствующего обучения молодой специалист может качественно и в полном объеме выполнять должные обязанности, предусмотренные квалификационными требованиями.
2. Отсутствие достаточно полной и оперативной информации о наличии вакансий в различных секторах туриндустрии (туристские компании, гостиничные предприятия и др.).
3. Наличие высокой конкуренции среди выпускников высших учебных заведений и заполненность штатных мест специалистами с непрофильным образованием.
Пути решения указанных проблем:
1) Формирование и актуализация отраслевого заказа (количественного и качественного) на потребность в специалистах разного уровня образования с учетом развития туризма, расширения и модернизации его материально-технической базы.
2) Создание кадровых центров при образовательных заведениях или тесное взаимодействие с существующими кадровыми агентствами для более эффективного трудоустройства молодых специалистов.
3) Обеспечение взаимосвязи образовательного процесса и практики, что позволит в ходе учебного процесса отрабатывать производственные навыки непосредственно на рабочих местах.
4) Создание отраслевых молодежных советов, основными направлениями деятельности которых являются:
- содействие трудоустройству студентов и выпускников профильных учебных заведений;
- содействие обучению и карьерному развитию молодых специалистов туристской индустрии;
- информационно-координационная деятельность.