Недействующий

О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2012 N 324-ПП)

2. Анализ и формирование отраслевой научно-обоснованной
потребности в специалистах с учетом задач и перспектив
развития ТГК Москвы, в том числе на основе
Генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до
2010 года. Разработка профессиональных стандартов
для работников организаций ТГК

По данным НИИ статистики Росстата по состоянию на 1 января 2006 года в туристских организациях России было занято более 35 тыс. человек, из них 7 100 человек работали в московских турфирмах. В коллективных средствах размещения России (включая гостиничные предприятия) работали 418800 человек, из них в Москве - 28400 человек.

На современном рынке образовательных услуг туристской индустрии сложились резкие количественные диспропорции в подготовке профессиональных кадров разного уровня. Около 80% от общего количества выпускников - специалисты с высшим образованием. По существу, мы имеем эффект перевернутой пирамиды, когда наиболее востребованная часть профессиональных кадров (повара, официанты, горничные и т.д.) готовится в меньшем объеме, чем требуется.

По экспертным оценкам потребность в профильных кадрах начального и среднего профессионального образования в 4-5 раз выше имеющегося количества специалистов. И потребность в кадрах этого уровня в Москве будет возрастать. При этом следует отметить, что обозначенные проблемы в большей степени относятся к гостиничному хозяйству города.

В соответствии с Генеральной схемой размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года в предстоящие 5-6 лет планируется увеличение гостиничного фонда более чем в 2,5 раза, что составит 165100 мест.

Только новые реконструированные гостиничные объекты потребуют в ближайшей перспективе подготовки как минимум 30-40 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием.

Согласно данным мониторинга на различных стадиях реализации инвестиционного проекта (предпроектная проработка, проектирование, строительство, сдача в эксплуатацию) уже находятся 243 гостиничных объекта. Это позволяет с высокой долей вероятности определить потребность в персонале на предстоящий период.

Прогноз ввода гостиниц и номерного фонда по категориям на период до 2010 года:

Показатель

ВСЕГО
до 2010 года

Количество гостиниц 1-2 звезды

4

Суммарное количество мест в гостиницах 1-2 звезды

1900

Количество гостиниц 3 звезды

172

Суммарное количество мест в гостиницах 3 звезды

69375

Количество гостиниц 4 звезды

59

Суммарное количество мест в гостиницах 4 звезды

16194

Количество гостиниц 5 звезд

8

Суммарное количество мест в гостиницах 5 звезд

5540

Всего гостиниц

243

Всего мест

93009


Таким образом, прогноз прироста вместимости столичной гостиничной базы более чем на 93 тыс. мест по-новому ставит вопрос обеспечения этих гостиниц кадрами.

Согласно экспертным расчетам общее число занятых в гостиничном комплексе города Москвы может в данном случае увеличиться на 152200 работников.

Категория
гостиницы

Средний расчетный
коэффициент персонала на 1 гостиничное место

Общее проектируемое
число мест

Расчетная
численность
персонала

5 звезд

2,5

5540

13850

4 звезды

2

16194

32388

3 звезды

1,5

69375

104062

1-2 звезды

1

1900

1900

Всего


93009

152200

По отдельным категориям прогноз, рассчитанный по средним нормативам, при планируемой категорийности гостиниц таков: до 2010 года потребуется заполнить вакансии на 36500 работников и персонала служб управления и содержания номерного фонда, включая горничных, на 12200 работников служб приема и размещения, включая службы бронирования; подобрать более 35 тыс. специалистов и персонала в гостиничные службы питания.

Наряду со специфическими гостиничными специальностями в новые отели потребуется 21300 специалистов и персонала инженерно-технических служб и 7600 работников экономических подразделений, бухгалтеров, которые также должны знать и применять специфические знания гостиничного дела.

Потребность гостиничной отрасли в работниках и менеджерском звене общехозяйственных гостиничных служб, таких как инженерно-техническая служба, экономический отдел и бухгалтерия, отдел маркетинга, транспортная служба и др. в настоящее время полностью удовлетворяется за счет работников с высшим и средним непрофильным образованием. До начала интенсивного строительства гостиниц (2009 год) гостиничный комплекс не будет испытывать острой потребности в целевой подготовке персонала данных категорий. Вместе с тем, система переподготовки и повышения квалификации персонала общехозяйственных гостиничных служб должна быть расширена и переведена на плановую основу.

Следует принять во внимание, что более 50% работников гостиниц находятся в возрасте 40-59 лет, в ближайшие 5-7 лет часть работающего сейчас персонала достигнет пенсионного рубежа. Закладываемые показатели должны учитывать и предстоящую замену еще 8-10 тыс. работающих ныне кадров.

Наиболее остро потребность в персонале в период с 2006 по 2010 год будут испытывать новые гостиницы категории 3 звезды, которые составляют наибольшую долю гостиничных объектов Генеральной схемы. Для обеспечения гостиниц категории 3 звезды потребуется подготовить почти 104 тыс. единиц персонала.

Сегодняшний дефицит в рабочих профессиях отражается в структуре спроса на выпускников. Согласно данным Центра занятости в городе Москве лишь 10% вакансий в сфере туризма и гостеприимства касаются лиц, имеющих высшее профессиональное образование. Потребности туристской отрасли в специалистах различного уровня распределены неравномерно. Так, сотрудники туроператорских и турагентских компаний - преимущественно люди с высшим образованием (около 90%), но профильное образование имеют лишь 30-40% специалистов.

Оставшиеся 10% штатных сотрудников туристских компаний (шоферы, курьеры, администраторы, кассиры и т.д.) представлены людьми, имеющими профильное начальное или среднее образование.

Не лучше ситуация и в ресторанном бизнесе.

Согласно данным Федерации рестораторов и хотельеров ежегодно индустрии питания и гостеприимства РФ требуется более 13 тыс. специалистов с начальным и средним профессиональным образованием и лишь 10 тыс. специалистов с высшим образованием.

Основной причиной сложившейся ситуации на рынке образовательных услуг туристкой индустрии является отсутствие научно-обоснованной потребности ("заказа") в специалистах, что порождает диспропорции в количестве специалистов по уровням подготовки и, соответственно, не позволяет сформировать требуемый кадровый потенциал отрасли. Молодой специалист нередко оказывается невостребованным, хотя на близкие по направлениям специальности существует дефицит.

Разработка отраслевой потребности в кадрах должна учитывать как количественные, так и качественные параметры, что является основой профессионального уровня кадрового потенциала.

Основным рычагом управления качеством подготовки специалистов для туриндустрии является совершенствование образовательных стандартов, в которых приводится набор профессиональных знаний, умений, навыков, требований, предъявляемых к специалистам различных профессий отрасли. Разработка таких стандартов уже давно актуальна.

В 1997-1999 годах в рамках реализации проекта ЕС/ТАСИС были разработаны квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии.

Эти стандарты содержат далеко не полный перечень специальностей ТГК, не утверждены в установленном порядке и не в полной мере соответствуют современным требованиям туриндустрии.