Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов осуществляется уполномоченным федеральным органом.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 федеральным органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данным постановлением также были установлены критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным. К ним, в частности, были отнесены объекты высотой более 75 метров, а также объекты с количеством подземных этажей более одного.
До установления Правительством Российской Федерации таких критериев к потенциально опасным, технически сложным и уникальным объектам согласно письму Министерства строительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N БЕ-19-9/24 "О перечне потенциально опасных и технически особо сложных объектов" относились: ядерно- и/или радиационно-опасные объекты; объекты уничтожения и захоронения опасных отходов; гидротехнические сооружения; объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей; магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы; крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов и хранилища газов; объекты, связанные с производством, получением или переработкой продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами; предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых; тепловые электростанции; морские порты, аэропорты, мосты и тоннели длиной более 500 метров, метрополитены; круп-ные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
Таким образом, функция по надзору за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов высотой более 75 метров, с количеством подземных этажей более одного, объектов с использованием нестандартных конструкций и прочих особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, отнесенных к таковым постановлением Правительства Российской Федерации N 54, фактически изъята у органов исполнительной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга и передана Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Такое положение не соответствует задачам проводимой сейчас в Российской Федерации административной реформы, концепция которой одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р. Концепция в качестве одной из задач, решение которых направлено на достижение целей реформы, определяет оптимизацию функционирования органов исполнительной власти. При этом важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов исполнительной власти называется совершенствование системы контроля и надзора, что в свою очередь должно обеспечить передачу части функций по контролю и надзору субъектам Российской Федерации.
Установленное постановлением Правительства Российской Федерации N 54 определение особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, применительно к строящимся в городе Москве объектам, представляется нецелесообразным по следующим причинам.
Строительство подобных объектов ведется в городе Москве уже на протяжении многих лет. В настоящее время строится более двухсот таких объектов. Среди указанных объектов, принятых в эксплуатацию в последние годы и строящихся: комплекс сооружений Храма Христа Спасителя, комплекс Старого Гостиного двора, торгово-рекреационный комплекс на Манежной площади, Большая спортивная арена в Лужниках, здание Большого театра, здание библиотеки Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, крытый конькобежный центр в Крылатском, Московский международный деловой центр "Москва-Сити", высотные объекты городской комплексной инвестиционной программы "Новое кольцо Москвы", Ледовый дворец спорта на Хорошевском шоссе и другие.
Государственный строительный надзор за такими объектами в городе Москве осуществляется Комитетом государственного строительного надзора города Москвы.
В структуре данного органа создано специализированное подразделение по надзору за уникальными и высотными объектами, укомплектованное штатом высококвалифицированных специалистов, которыми наработан значительный опыт в сфере государственного строительного надзора в части высотных, большепролетных, сложных и уникальных объектов. Кроме того, образовано Управление инструментального контроля и геодезии, которое оснащено уникальным оборудованием, позволяющим производить любые необходимые измерения и испытания при высотном и уникальном строительстве.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации N 54 может привести к тому, что указанные объекты фактически останутся без надзора, в том числе потому, что потребуется время на создание специального структурного подразделения Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, которое необходимо будет обеспечить штатом сотрудников, помещениями, средствами связи, технологическим транспортом, техническими средствами диагностики и контроля, другими материально-техническими ресурсами. Также потребуется значительное время на приобретение опыта работы.
Следовательно, отсутствие качественного государственного надзора за указанными объектами может повлечь снижение их прочности, устойчивости и надежности как в процессе строительства, так и при эксплуатации, вплоть до создания аварийных ситуаций.
В целях предупреждения непредсказуемых последствий такого положения проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 54 и 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации" предлагает вернуться к ранее существовавшему порядку, при котором государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте высотных, большепролетных, нестандартных объектов осуществляется уполномоченными органами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Градостроительная деятельность в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург нуждается в особом регулировании в силу ее специфики. Необходимость изменения Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотренного проектом федерального закона, обусловлена специфическими особенностями городов Москвы и Санкт-Петербурга, позволяющими оптимизировать государственный строительный надзор, рационально разграничить полномочия и функции в сфере такого надзора федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Редактор проекта:
депутат
А.Б.Милявский
18 октября 2006 года