Действующий

О городской целевой программе развития наземного городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2007-2009 годы (с изменениями на 11 октября 2022 года)

Раздел VI. Возможные сценарии развития отрасли и описание внешних факторов


Для достижения поставленных целей сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода реализации Программы (пессимистический, оптимистический, реалистический).

В качестве критериев оценки сценариев приняты основные качественные показатели обслуживания пассажиров наземным городским пассажирским транспортом.

МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования и застройки г.Москвы" установлены следующие критерии качества:

- п.9.2.2 - средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда следует обеспечивать в размере 50-55 мин. для 70-75 процентов от общего числа трудозанятого населения города;

- п.9.2.5 - расчетную вместимость подвижного состава следует принимать из следующих условий комфортности пассажироперевозок в среднем в течение часа "пик":

- для наземных видов массового пассажирского транспорта - не более 5 стоящих пассажиров на 1 кв.м свободной площади пола пассажирского салона (при полностью занятых местах для сидения);

- для скоростного рельсового транспорта не более 3 стоящих пассажиров на 1 кв.м.

Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества транспортного обслуживания.

Данный сценарий не может являться предметом рассмотрения данной Программы. Вместе с тем он описывается в связи с требованиями о порядке разработки целевых программ.

Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов:

- сохранение объемов бюджетного финансирования программы на уровне трех последних лет или его снижение;

- отказ инвесторов от участия в предварительно согласованных мероприятиях в связи с изменением инвестиционной привлекательности проектов;

- осложнения на топливно-энергетическом рынке;

- резкое изменение демографической ситуации в городе.

В случае вступления в силу первых двух факторов начнется старение подвижного состава, необеспечение его техническим обслуживанием и ремонтом в связи с недостаточным развитием производственно-технической базы.

В случае наступления третьего фактора (резкое подорожание топлива и электроэнергии) не будет обеспечен запланированный выпуск подвижного состава на линию, что приведет к резкому ухудшению качественных показателей.

При дефиците электроэнергии Программа потребует корректировки в части замены троллейбусного и трамвайного транспорта на автобусный, что в свою очередь приведет к ухудшению экологических параметров транспортной системы.

При этом варианте снижаются темпы строительства, кроме мероприятий, связанных с перебазированием депо им.Апакова. Приобретение подвижного состава осуществляется в минимальном объеме по остаточному принципу. Реализация варианта приведет к 2009 году к существенному снижению качества транспортного обслуживания на всех видах НГПТ. Среднее наполнение подвижного состава по всем видам транспорта в этом варианте может достигнуть предельной величины. Средние интервалы движения в час "пик" будут увеличиваться.

Возможными вариантами для рассмотрения являются сценарии (оптимистический и реалистический), при которых качественные показатели улучшаются.

Оптимистический вариант предусматривает достижение нормативных величин качества транспортного обслуживания:

- обеспечение нормативных затрат времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда на наземном транспорте (50-55 минут) и уровня наполнения салонов подвижного состава (не более пяти человек на кв.м свободной площади салона);

- существенное повышение уровня комфортности транспортной системы и ее доступности, особенно для маломобильных слоев населения города;

- значительное повышение экологических параметров транспортной системы.

Вариантом предусматривается достижение действующих нормативных параметров транспортного обслуживания на НГПТ уже к 2009 году. В 2009 году среднее наполнение на всех видах наземного транспорта (за исключением трамвая, так как из-за перебазирования депо им.Апакова возникает непокрываемый дефицит мест для хранения и обслуживания подвижного состава. Он не может быть устранен до строительства нового депо) не превысит значения 4,6 чел. на 1 кв.м свободной площади салона. Средние интервалы движения в час "пик" не превысят 7,6 минут. Для реализации оптимистического варианта необходимо выделение финансовых ресурсов из бюджета города Москвы на приобретение нового подвижного состава, строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры на период 2007-2009 годов в объеме около 34 млрд.рублей. В том числе из бюджета города Москвы около 27 млрд.рублей.

Реалистический вариант сформирован при условии полной мобилизации внутренних ресурсов ГУП "Мосгортранс" на финансирование мероприятий Программы, значительного увеличения привлечения частных инвестиций, проработки вариантов применения принципов государственно-частного партнерства и некоторого увеличения уровня бюджетного финансирования по сравнению со сложившимся за прошлые годы.

Результат интегрированного воздействия вышеперечисленных факторов позволит сконцентрировать усилия на достижении главной целевой задачи за счет обновления парка подвижного состава, повышения эффективности его использования, завершения строительства начатых объектов и других мероприятий. В этом варианте возможно достижение следующих целей:

- сокращение затрат времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда и уровня наполнения салонов подвижного состава;

- повышение уровня комфортности транспортной системы и ее доступности, особенно для маломобильных слоев населения города;