Основными внешними факторами, влияющими на развитие малого предпринимательства, при разработке Комплексной программы приняты:
1. Общее состояние социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта РФ - города Москвы, тенденции его изменения.
2. Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики РФ и города Москвы: уровень инфляции, состояние государственных финансов, курс национальной валюты, валовый региональный продукт и его структура, объемы производства, потребления и накопления, инвестиционный потенциал, научно-технический и инновационный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, состояние отраслевой и функциональной инфраструктуры.
3. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования экономики:
- потенциал государственного управления;
- действующее законодательство и тенденции его изменения;
- налоговая политика;
- бюджетная политика;
- промышленная политика;
- миграционная политика;
- направления, способы и объем реализации мер государственной поддержки и содействия развитию малого предпринимательства на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации - города Москвы;
- государственный заказ и участие малого бизнеса в его выполнении;
- наличие, степень и тенденции изменения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
4. Внешнеполитические факторы:
- присоединение России к ВТО;
- международное разделение труда;
- состояние и тенденции изменения мирового рынка ресурсов.
5. Уровень и динамика изменения цен на основные фонды, производственно-технологические ресурсы.
6. Состояние финансовых рынков и степень их соответствия потребностям и возможностям малого бизнеса.
В зависимости от интегральной совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на малый бизнес Москвы и систему поддержки и развития малого предпринимательства реализация Программы оценивается по трем вариантам: базовому (реалистическому), оптимистическому, пессимистическому.
В таблице представлены три варианта прогнозируемых реакций на воздействие ряда внешних факторов (в агрегированной форме):
N | Фактор | Прогноз действия | ||
пессимистический | реалистический | оптимистический | ||
1. | Интенсивность и направления государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и городском уровнях | Снижение темпов и объемов поддержки малого бизнеса в Москве и на федеральном уровне, отказ от отдельных мер поддержки | Сохранение действующих тенденций государственной политики, направленной на развитие малого бизнеса | Принятие Пятого национального проекта "Развитие малого предпринимательства в России" |
2. | Состояние и тенденции социально-экономического развития России и Москвы | Недостижение утвержденных стратегических показателей состояния экономики на федеральном и городском уровне | Достижение утвержденных стратегических показателей состояния экономики на федеральном и городском уровне | Превышение утвержденных стратегических показателей состояния экономики на федеральном и городском уровне |
3. | Экономические факторы | Существенное снижение либо превышение прогнозируемого уровня инфляции, неустойчивый курс рубля, падение роста производства, снижение темпов роста доходов населения | На уровне официально прогнозируемых показателей | Стабилизация инфляции в оптимальных пределах, стабилизация курса рубля, прирост темпов производства, увеличение доходов населения выше прогнозных показателей |
4. | Внешнеполити- | Происходит присоединение России к ВТО | Не происходит присоединение России к ВТО | Не происходит присоединение России к ВТО |
5. | Действующее законодательство и его изменения | Происходят изменения законодательства, ухудшающие положение СМП по сравнению с действующим законодательством, затрудняющие регистрацию и деятельность коммерческих организаций | Изменений законодательства по вопросам предпринима- | Принимается пакет федеральных законов и нормативных подзаконных актов, обеспечивающий условия ускоренного развития малого бизнеса |
6. | Уровень налогов и налоговая политика | Возрастание налогового давления на малое предпринима- | Не изменяется | Налоговая нагрузка снижается в соответствии с прогнозными показателями среднесрочной программы Правительства РФ |
7. | Уровень и динамика изменения цен на производственно- | Рост цен на производственно- | Стабилен на уровне общей прогнозируемой инфляции | Обеспечение льготных условий приобретения ресурсов на развитие малого бизнеса |
8. | Уровень и динамика изменения цен на недвижимость | Рост цен на недвижимость выше темпов роста доходности субъектов малого предпринима- | Стабильны на уровне общей прогнозируемой инфляции | Рост цен на недвижимость ниже темпов роста доходности субъектов малого предпринимательства |
9. | Состояние финансового рынка (кредитного и инвестиционного) и степень его ориентации на потребности малого бизнеса | Отсутствие изменений на финансовом рынке в интересах малого предприни- | Сохранение обеспеченности финансовыми ресурсами на имеющемся уровне | Развитие финансового рынка происходит до уровня удовлетворения основных потребностей малого бизнеса в данной сфере |
10. | Государственный заказ и степень участия малого бизнеса в его исполнении | Невыполнение законодательной нормы размещения 15% госзаказа у субъектов малого предпринима- | Выделяемая доля госзаказа соответствует уровню в 15% | Выделяемая доля госзаказа превышает установленную норму |
Расчет реалистического варианта Программы основан на следующих исходных данных:
- утвержденные основные прогнозные показатели социально-экономического развития Москвы, на 2006 год и на период до 2008 года, рассчитанные на основании анализа исходных условий социально-экономического развития и их динамики, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года, а также основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Москвы, на 2007-2009 годы, рассчитанные ДЭПиР г.Москвы;
- анализ темпов роста показателей развития МБМ за 10 лет по данным государственной статистики;
- анализ динамики развития малого бизнеса Москвы по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий за период 1996-2004 годов (проанализированы около миллиона бухгалтерских отчетностей форм 1 и 2 малых предприятий Москвы);